Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Хроника пикирующего бомбардировщика (альбом)

«Хроника пикирующего бомбардировщика» — четырнадцатый и последний студийный альбом советской группы «Коммунизм», записанный в 1990 году. Альбом был признан не только одним из лучших за всю историю проекта (в том числе и с точки зрения самих авторов), но и предтечей будущего психоделического проекта Летова «Егор и Опизденевшие».

Альбом включён в сводку «100 магнитоальбомов советского рока» Александра Кушнира. Переиздан на LP в 2011 году.

Информация об альбоме

История создания

Начиная с альбомов «Чудо-музыка» и «Народоведение», Летов и Рябинов (Кузя Уо) активно экспериментировали с нойзом и конкретной музыкой, создавая всё более и более экспериментальные альбомы, где зачастую музыканты использовали не собственные записи, а заимствованную музыку из разных пластинок, коих у Летова и Рябинова было достаточно. Так прошёл почти весь 1989 год: в то время, как Рябинов и Летов сочиняли песни для новых альбомов «Гражданской обороны», в «Коммунизме» они позволяли себе находить звуковую форму, заимствуя её из других музыкальных произведений, или же обходились даже без музыки. Ближе к концу 1989 года проект «Коммунизм» возвратился к своим «истокам», когда собственное творчество музыкантов и их художественные опусы на стихи и музыку других поэтов и композиторов совмещались в одном альбоме. «Хроника пикирующего бомбардировщика» была записана в декабре 1989 года и сведена в январе 1990 года. Помимо Летова и Рябинова, в записи принимали участие Янка Дягилева, Анна Волкова («Нюрыч»), Игорь Жевтун, Сергей Зеленский, Аркадий Климкин, а также в альбом вошли раритетные записи с участием Дмитрия Селиванова и Евгения Лищенко, на момент выпуска альбома уже покойных.

Звучание и жанр

Музыка последнего альбома резко отличалась от предыдущих альбомов «Коммунизма»: в «Хронике...» преобладал гитарный фолк с психоделическим уклоном. Особая роль в звучании была доверена Янке Дягилевой, сыгравшей и исполнившей песни «Белый свет» Танича, «Ничего не вижу» Фельцмана-Ошанина и народную «Сад зелёненький», а также песню собственного сочинения «Нюркина песня», что приблизило максимально звучание альбома к фолку. Возможно, по этой причине в первое издание альбома не вошли нойз-роковые композиции «Только бы не пёрнуть теперь» авторства Жевтуна и «Гавна-пирога» авторства Кузи Уо. В альбом вошла более мягкая, акустическая версия последней песни.

Распространение

Как позже вспоминал Летов, данный альбом изначально он не распространял в народе «по различным соображениям». По мнению музыкального критика Александра Кушнира, Летов отказался от тиражирования альбома чтобы избежать очередных обвинений в суицидальной тематике и из-за разочарования в аудитории «Гражданской Обороны», которое было вызвано примитивной реакцией поклонников на песни. Всё же альбом распространялся подпольно, вопреки усилиям Летова предотвратить это. Часто альбом распространялся в урезанном, неполном варианте, откуда было убрано несколько песен. Позже студия «ГрОб-рекордс» издала альбом на CD и виниловых пластинках, куда вошли все песни из первоначального издания, в том числе и «убранные» из магнитоальбома.

Влияние и место в истории группы

Альбом считается лучшим за всю дискографию «Коммунизма» и знаковым в истории творчества Летова. Сам Летов называл данный альбом «окончанием целой эпохи» для группы, поскольку после выпуска магнитоальбома распалась «Гражданская оборона», Кузьма Рябинов переехал в Ленинград, трагически погибла Янка Дягилева. Летов нередко называл альбом «наивысшим достижением Коммунизма и Гражданской обороны», отмечая альбом как «переходное звено от старого звучания Посева/Гражданской обороны/Коммунизма к Егору и Опизденевшим и Гражданской обороне поздней формации».

Список композиций

Запись

  • Егор Летов — вокал, гитары, металлофон, ударные, бас, подпевки
  • Янка Дягилева — вокал, акустическая гитара, металлофон (7, 15, 16)
  • Константин Рябинов — вокал, гитары, бас, смычок, кольцо, металлофон (10)
  • Анна Волкова — вокал (9, 13)
  • Игорь Жевтун — акустическая гитара, синтезатор «Соловушка» (7)
  • Сергей Зеленский — бас (15), тарелки, колокольчик, металлофон, электрогитара
  • Дмитрий Селиванов — вокал и акустическая гитара (3)
  • Аркадий Климкин — ударные (8)
  • Евгений Лищенко — бонги (3)
    • Записано в ГрОб-студии Егором Летовым 18, 19, 21, 22, 26, 28.12.1989 года.
    • 3 — записано 24.01.1987 дома у братьев Лищенко
    • 14 — записано 16.11.1989 в ГрОб-студии
    • 11, 12 — записано в ГрОб-студии 28.03.1990
    • Сведение: 03.01.1990, 04.01.1990 и 05.04.1990 в ГрОб-студии
    • Пересведение и реставрация: февраль 2005, ГрОб-студия — Егор Летов и Наталья Чумакова
    • Мастеринг: Наталья Чумакова
    • Ремастеринг для LP: Наталья Чумакова, апрель 2011
    • Внешняя сторона обложки: коллаж Е. Летова — «Хроника пикирующего бомбардировщика», 1990
    • Обратная сторона: работа И. Жевтуна, Е. Летова, С. Зеленского и Я. Дягилевой, 1989
    • Фото на развороте и «inlay»: С. Летов.
  • Оформление: Е. Летов