Главная
Статьи





04.03.2021


04.03.2021


04.03.2021


04.03.2021


04.03.2021





Яндекс.Метрика
         » » Сибирский панк

Сибирский панк

14.02.2021

Сибирский панк (или сибирский панк-рок, сокращённо — сибпанк, также имеет наименование сибирский андеграунд) — музыкально-поэтическое движение, сложившееся в 1980-х в различных городах Сибири, таких, как Омск, Тюмень и Новосибирск. Сибирский панк представлял собой круг андеграундных музыкантов, которых связывали не только географическая близость и личные контакты, но и общность эстетических идей, отличающихся от эстетики рок-музыки, формировавшейся в Москве, Ленинграде или Свердловске.

Особенности

Сибирский панк отличают текстоцентризм (многие из музыкантов этого круга воспринимаются как поэты специфической оригинальной традиции), пренебрежительное отношение к внешней атрибутике панк-рока и его карнавальной эстетике, на смену которой пришла эстетика юродства, радикальный антитоталитаризм и философская направленность, в музыкальном плане — зачастую «грязный», шумовой звук. К концу 1980-х годов характерной чертой сибирского панка стала также открытость русскому фольклору, некоторое «почвенничество».

Илья Кукулин, рассматривая сибирский панк как направление рок-поэзии, называет важнейшей его особенностью новое отношение к культурной традиции. Поэты и музыканты этого направления парадоксалистски используют цитаты и аллюзии, переосмысливают их, заставляя звучать в непривычном контексте. Существуя в мифологической среде русского и советского фольклора, сибирский панк «переприсваивает» традицию, «„сдвинутая“ мифологема становится способом задать личный, экзистенциальный вопрос миру».

Возникновение

Ключевой фигурой, человеком, повлиявшим на появление сибирского панка как движения стал омский музыкант Егор Летов, которого называли «голосом поколения». Он так или иначе участвовал в записи большинства сибирских рок-групп того периода (за исключением не относящейся к сибирскому панку группы «Калинов мост»). Участниками созданной им в середине 1980-х группы «Гражданская оборона» было образовано большое количество сайд-проектов («Коммунизм», проекты Олега «Манагера» Судакова, Константина «Кузи УО» Рябинова и т. д.).

Другим известным рок-поэтом, стоящим у истоков сибирского панка, стал Роман Неумоев, чья группа «Инструкция по выживанию» дала первый концерт в 1986 году в Тюмени в рок-клубе, который организовал Мирослав Немиров. Из общества, возникшего вокруг Тюменского рок-клуба, впоследствии вышел ряд проектов, среди которых наибольшую известность получила группа «Чернозём». На новосибирской рок-сцене были заметны такие группы, как «Бомж» и «Путти». В Новосибирске начал свои творческую деятельность и Вадим Кузьмин («Чёрный Лукич»). Ярким представителем сибирского панк-рока была Янка Дягилева, со смертью которой в 1991 году писатель и кинематографист Владимир Козлов связывает конец сибирского панка как целостного культурного явления (а за год до этого Летов распустил «Гражданскую оборону»).

В Барнауле в самом начале 1990-х годов была образована группа «Тёплая трасса» (известна по песням «Мертвый Мир» и др.), совмещающая сибирский панк с христианской тематикой лирики. В это же время в Барнауле начал творческую деятельность Александр Подорожный, по собственному определению, играющий языческий и шаманский сибирский панк.

Несколько особняком от других групп стоит «Кооператив Ништяк», начинавший с гаражного рока, но в дальнейшем успевший поработать во множестве направлений, в том числе далёких от панк-рока.

Наследие и влияние

В начале девяностых годов сибирский панк оказал сильное влияние на ряд коллективов из разных городов России и стран СНГ. В 1993 году Егор Летов вступил в Национал-большевистскую партию, став обладателем партбилета № 4, что повлияло на создание так называемой «коньковской формации» (названной в честь московского района Коньково), участниками которой были группы «Соломенные еноты», «Банда четырёх» и ещё несколько коллективов. В других городах на эстетику сибирского панка ориентировались как минимум на начальном этапе существования такие исполнители и группы, как Александр Непомнящий (Иваново), «Красные Звёзды» (Минск), «Адаптация» (Актобе) и многие другие.

В 1994 году было создано музыкальное движение «Русский прорыв», в рамках которого в странах бывшего СССР проходили совместные концерты групп «Гражданская оборона», «Инструкция по выживанию» и «Родина».

В тот же период в Улан-Удэ была создана хардкор-группа «Оргазм Нострадамуса», которая отмечалась большей агрессивностью материала и уклоном в гротеск. Коллектив считается одной из последних групп сибирского панка. В 2018 году одна из песен группы была включена в российский Федеральный список экстремистских материалов.

Позднее Мирослав Немиров начал писать «Большую тюменскую энциклопедию», придумав отдельный культурный термин — «тюменщики», которым Немиров называл представителей сибирского андеграунда, так или иначе связанных с рок-культурой в Тюмени и тюменской культурой в целом. Первыми к движению «тюменщиков» Немиров приписал музыкантов группы «Инструкция по выживанию».

С 2007 по 2013 годы в Москве проходил музыкальный фестиваль «Вечная весна», ориентированный на традиции сибирского панка.