Дмитрий Петрович Неверовский (21 октября [1 ноября] 1771, Полтавская губерния — 21 октября [2 ноября] 1813, Галле) — русский генерал-лейтенант (1812), участник Наполеоновских войн.
Жизнеописание
Происхождение и юность
Из дворян, сын золотоношского городничего и сотника на государевой службе надворного советника Петра Ивановича Неверовского от брака его с Прасковьей Ивановной Левицкой. Получил домашнее образование. В четырнадцать лет прекрасно знал (кроме украинского и русского) немецкий язык и латынь, математику и баллистику, любил военное дело.
Начало военной службы
16 мая 1786 года вступил солдатом в лейб-гвардии Семёновский полк, куда его определил П. Завадовский. В 1787 году сержант, затем поручик Малороссийского кирасирского полка, затем Архангелогородского мушкетёрского полка.
Позже участвовал в войне с Турцией (участник сражения у Сальчи и взятия Бендерской крепости) и подавлении волнений в Польше в 1794 году (сражался при Деревице, Городище, Остроге, Дубенке и Мацеёвицах, где был свидетелем пленения генерала Костюшко; участник взятия Праги, предместья Варшавы, под началом А. В. Суворова, представлен им к званию секунд-майора).
В декабре 1797 года в звании майора получил назначение в Малороссийский гренадерский полк (расквартированный в Заславле), батальонным командиром.
В 1803 году назначен командиром новообразованного 1-го Морского полка (морская пехота) в Кронштадте, с 21 сентября — полковник.
В 1804 году произведён в генерал-майоры (21 марта) и назначен шефом 3-го Морского полка в Ревеле. В сентябре 1805 года в составе 20-тысячного десантного отряда под командованием генерал-лейтенанта графа П. А. Толстого высадился в Штральзунде (Померания) для действий против французов в Северной Германии. Однако после аустерлицкого сражения корпус Толстого возвратился сухим путём в Россию.
9 ноября 1807 года назначен шефом гренадерского Павловского полка. Был сторонником индивидуальной подготовки солдат.
Война 1812 года
В январе 1812 года начал формировать в Москве и Подмосковье новую 27-ю пехотную дивизию (Одесский, Тарнопольский, Виленский, Симбирский пехотные полки, 49-й и 50-й егерские полки; 8100 человек, 211 офицеров). В мае 1812 года дивизия была передана в состав 2-й Западной армии П. И. Багратиона, куда шла в пешем порядке полтора месяца, проделав путь в 800 вёрст. После соединения, уже в условиях войны, в составе всей армии дивизия отступала к Смоленску.
В ходе сражения под Красным 14 августа с 3-мя войсковыми корпусами под командованием маршалов Нея и Мюрата и отступления после него, признаваемого военными авторитетами за беспримерное, проявил высокое командное умение и личный героизм. Несмотря на частые стычки с численно превосходящим неприятелем (6 тысяч у Неверовского против 15 тысяч у французов), его дивизия, впервые оказавшаяся в боевых условиях, отразив около 40 кавалерийских атак, отступала (12 вёрст в течение 5 часов) в величайшем порядке (потеряв только 7 орудий) и успела настолько задержать неприятеля, что русские войска свободно смогли прикрыть Московскую дорогу. Князь Багратион писал в донесении № 475 от 5 августа 1812 года: «Дивизия новая Неверовского так храбро дралась, что и неслыханно против чрезмерно превосходных сил неприятельских. Можно даже сказать, что и примера такой храбрости ни в какой армии показать нельзя».
Бой за Шевардинский редут. Картина Н. Самокиш, 1912 года.4 августа дивизия приняла бой с корпусом генерала Ю. Понятовского у Смоленского предместья Рачевка. Вечером, учитывая сложившееся тяжёлое положение, лично повёл войска в штыки, отбив неприятеля. Оборонительный бой 5 августа также оказался затяжным, но успешным (вновь лично возглавил штыковую атаку).
24 августа дивизия Неверовского в составе отряда генерал-лейтенанта А. И. Горчакова вела бой за Шевардинский редут, в ходе которого потеряла половину состава.
«Несколько раз брали у меня батарею, но я её отбирал обратно. 6 часов продолжалось сие сражение в виду целой армии… В сражении потерял я почти всех своих бригадных шефов, штаб- и обер-офицеров. Накануне сражения дали мне 4000 рекрут для наполнения дивизии; я имел во фронте 6000, а вышел с тремя»
— Д. П. Неверовский. Из записки генерала Неверовского о службе своей в 1812 году
В день Бородинского сражения дивизия, находясь в составе 8-го пехотного корпуса генерал-лейтенанта М. М. Бороздина, сражалась на Багратионовских флешах.
Сам Неверовский был контужен в грудь и левую руку, но не вышел из боя и неоднократно лично участвовал в боестолкновениях.
«Я был послан с дивизиею подкрепить его (Воронцова) и вошёл в жестокий огонь; несколько раз дивизия и я с ней вместе ходили в штыки… Вся армия дралась упорно; но неприятеля было вдвое числом; мы удержали место, выключая наш левый фланг; подал неприятель назад»
— Д. П. Неверовский. Из записки генерала Неверовского о службе своей в 1812 году
В 4-х полках дивизии погибли 87 офицеров и 2687 нижних чинов. За сражение Д. Неверовскому было присвоено звание генерал-лейтенанта (21.10.1812).
В ходе Бородинского сражения был смертельно ранен Александр Неверовский, брат Д. Неверовского.
После оставления русской армией Москвы дивизия была переведена в арьергард, под командование М. А. Милорадовича, сражалась у бывшего лагеря русской армии под Красной Пахрой, прикрывая отход основных сил на юг (Д. Неверовский писал сестре, что там он «едва спасся»), Вороново, Тарутино, Малоярославцем («Тут я был в опасности и чуть-чуть не попал в плен», вспоминал Д. Неверовский), снова под Красным. После этого дивизия была отправлена в Вильно для переформирования.
В 1813 году Неверовский участвовал в Заграничном походе русской армии против Наполеона в Германии. Дивизия была в составе 13-го пехотного корпуса Ф. Б. Остен-Сакена. Дивизия Неверовского приняла участие в сражениях при Кацбахе и под Лейпцигом, где 19 октября Неверовский получил смертельную рану (пуля попала в ногу и застряла в кости, позже началась гангрена). Первоначально Неверовский отказался покинуть поле боя и сдать дивизию. Был похоронен в 1813 году в Галле.
Бородино. Погребение останков генерала Д. П. Неверовского. Июль 1912 г.К столетнему юбилею Бородинского сражения Московский кружок ревнителей 1812 года решил перевезти из Германии прах героя, на что последовало Высочайшее соизволение. Похороны на Бородинском поле в июле 1912 года были торжественно организованы и происходили в присутствии командующего войсками Московского военного округа П. А. Плеве, московского губернатора В. Ф. Джунковского. Для отдания воинских почестей был прислан батальон Таврического полка. Прах генерала Неверовского перезахоронили на Бородинском поле в районе Семёновских (Багратионовых) флешей, которые защищала дивизия генерала.
Его воспоминания «Записка генерала Неверовского о службе своей в 1812 году» напечатаны в «Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете» за 1859 год, т. I..
Отзывы о Неверовском
Пользовался всеобщим уважением современников. По воспоминаниям, был не только красив собой, высок и статен, но и отличался «чистосердечностью и прямодушием, с простотою обхождения соединял он ум возвышенный, с откровенностью — здоровое и глубокое воззрение на предметы» («Жизнь и подвиги генерал-лейтенанта Дмитрия Петровича Неверовского (1771—1813 годы)», под редакцией полковника Генерального штаба В. А. Афанасьева (Москва, 1912).
«В рассказах современников о генерале Неверовском прежде всего поражает меня общее, единогласное уважение, общая любовь к нему всех знавших его и почти восторженная привязанность его подчинённых, которые по прошествии тридцати лет со времени его кончины любят его, как живого, говорят о нём, как о присутствующем».
— Д. И. Дараган, 1845 г.
Семья
Жена (с 27.07.1805) — Елизавета Алексеевна Мусина-Пушкина (1788—01.07.1853), дочь адмирала А. В. Мусина-Пушкина. Познакомилась с будущем мужем в Ревеле, где «была предметом общего внимания и окружена толпой поклонников и искателей её руки». Овдовев, получила большое единовременное пособие и пожизненную пенсию — полное жалование покойного мужа. В браке родилась дочь (1805 г.р.), которая умерла во младенчестве.
Имел 3 младших братьев и 10 младших сестёр.
Награды
Российские:
- Золотой крест за взятие Праги (1794)
- Орден Святого Владимира 3-й степени (1804)
- Орден Святого Георгия 4 класса (26 ноября 1810)
- Орден Святого Георгия 3 класса (представлен 6 октября 1813 года за Битву народов, однако из-за смерти получить его не успел и поэтому в официальных списках кавалеров ордена Святого Георгия 3-го класса не значится)
- Орден Святой Анны 1-й степени (1812)
Память о генерале Неверовском
Бюст генерала Д. П. Неверовского в Смоленске.В 1912 году Симбирский 24-й пехотный полк в составе 27-й дивизии был назван его именем.
В 1962 году к 150-летию победы над Наполеоном в Смоленске была переименована улица — стала улица Неверовского. Бюст генерал-лейтенанта Неверовского установлен в смоленском Сквере Памяти Героев.
В 1971 году в Москве именем Неверовского названа улица близ Кутузовского проспекта.
Его имя сохранилось также в названии подмосковной усадьбы «Неверово».
Станица Неверовское в Макушинском муниципальном округе Курганской области.
В литературе
В романе Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году» есть эпизод, явно перекликающийся с отступлением из-под Красного. Персонаж романа капитан Зарядьев командует солдатам:
Слушать команду, равняться, идти в ногу, а пуще всего не прибавлять шагу. Тихим шагом — марш!
и поясняет Рославлеву, для чего вести их тихим шагом:
А ты бы, чай, повёл скорым? Нет, душенька! от скорого шагу до беготни недалеко; а как побегут да нагрянет конница, так тогда уже поздно будет командовать.
Эпизод относится к дате 15 августа, почти совпадающей с датой реального сражения.
В филателии
В 1912 году была выпущена юбилейная земская почтовая марка Краснинского уезда Смоленской губернии, посвящённая подвигу генерала Неверовского под Красным.