Инженерный театр АХЕ — авангардный театральный проект, возникший в Ленинграде в 1989 году.
История
Инженерный театр АХЕ был создан в 1989 году участниками легендарного театра «ДА-НЕТ» Бориса Понизовского: Максимом Исаевым, Павлом Семченко и Вадимом Васильевым. Базируясь в известном арт-центре «Пушкинская, 10», участники группы, продолжали заниматься живописью, снимали кино, участвовали в различных показах и самое главное создавали во дворах, галереях, на лестницах и в мастерских неповторимые акции-перформансы, принесшие «АХЕ» известность и признание артистических кругов.
В середине 90-х годов коллектив покидает Вадим Васильев, а оставшиеся Павел Семченко и Максим Исаев начали всё больше использовать театральное пространство и законы театра. С этого времени группа «АХЕ» — постоянный участник театральных фестивалей по всему миру и партнёр по проектам многих российских (Слава Полунин, DEREVO, Формальный Театр, БДТ им. Товстоногова, Александринский театр) и зарубежных (Lantaaren (Голландия), Toihous (Австрия), Project Theatre (Германия), Kampnagel (Германия), Teatr KANA (Польша) и т. д.) коллективов.
Основой творческой деятельности группы являлись перформансы, вписанные в городское пространство Санкт-Петербурга, реализующие идеи Бориса Понизовского о визуальном театре, в котором главное — язык жестов, знаков, символов. С 1999 г. с приходом актрисы и режиссёра Яны Туминой группа приобретает постоянный состав и название Инженерный театр АХЕ.
Театр постоянно гастролирует в разных странах мира, регулярно принимает участие в многочисленных театральных фестивалях. Театр выступал в рамках Культурной Олимпиады 2010 в Ванкувере.
В 2017 году Инженерный театр АХЕ получил постоянную площадку «ПОРОХ», которая находится на территории Завода слоистых пластиков.
В июле 2022 года площадка «ПОРОХ» была закрыта.
Театральный язык
В своих спектаклях Исаев и Семченко обращаются к архетипическим сюжетам („Sine loco“ — античный миф об Ариадне и Тесее, „Кабинет редкостей“ — легенда о сотворении мира, „Между двумя“ — Тибетская книга мертвых, „Господин Кармен“ — новелла П. Мериме, „Фауст в кубе. 2360 слов“, „Фауст. Сигнатура“ — легенда о докторе Фаусте), сюжетам классической литературы („Щедрин — хроники мертвых градоначальников“ по роману М. Салтыкова-Щедрина „История одного города“, „Пена дней“ по одноименному роману Б. Виана, „Архив Макарии“ по роману И. Гете „Годы странствий Вильгельма Майстера“ и др.), а также используют собственные художественные тексты и сценарии („Белая кабина“, „Пух и прах“, „Заполнение пробелов“, „Гобо. Цифровой глоссарий“, „Каталог героя“, сиюминутное кабаре „Глория транзит“).
АХЕ говорит со зрителем на метафорическом языке визуальных образов, апеллируя к ассоциативному восприятию. В основе метода Исаева и Семченко лежит импровизационное взаимодействие с предметом, переживающем различные метаморфозы. Через контакт с вещью осуществляется коммуникация героев друг с другом и с публикой. Процесс творения сценического микрокосма для участников Инженерного театра одновременно является и его результатом. Они стремятся убедить зрителя в подлинности создаваемого ими мира, мистифицируя окружающую реальность, показывая ее потайные грани — незримые для обывателя, но доступные глазу художника.
Спектакли АХЕ, синтетически объединяющие в себе различные виды искусств, состоят из калейдоскопически сменяющихся комбинаций цвета, фактуры, формы, света, звука. Действие дробится на ряд взаимозаменяемых, самоценных эпизодов. Мобилен также и состав исполнителей — при неизменном участии Исаева и Семченко в спектаклях Инженерного театра могут быть задействованы актеры академических театров, балетные танцовщики, цирковые артисты, джазовые и электронные музыканты, художники.
Критика
«Спектакли-перформансы АХЕ располагаются между практиками шаманизма и эстетическим театром. Имея свой совершенно определенный круг тем и образов, набор сценических ключей и иероглифов, ахейцы опытным путем подбирают ключи к разным дверям — нарушая привычное использование вещей, ломая религиозные, социальные и культурные стереотипы, Павел Семченко и Максим Исаев делают то, что Антонен Арто называл обращением к человеку тотальному.
В русском театре их деятельность сродни только футуристическим практикам начала века, а вот взаимодействие с европейским театром, как начала прошлого века, так и современным — самое тесное. Западная критика подобный тип театра называет „театром образов“, „театром художника“, „новой зрелищностью“, „медиатеатром“. В российских фестивалях АХЕ всегда участвуют в номинации „эксперимент“. Это соответствует духу Инженерного театра: имея в активе себя, нехитрый набор предметов и „низких“ материалов, они каждый раз создают территорию эксперимента для всех участников.» Ольга Ковлакова
«Спектакли АХЕ сродни инсталляции, в которой художественный образ рождается из комбинации „готовых“ вещей, изъятых из привычного контекста, однако коренное отличие заключается в том, что для Инженерного театра процесс создания спектакля одновременно является и его результатом. Творимый на протяжении действия сценический микрокосм (как и в работах Крымова и Александра Шишкина), подобно буддийской мандале, к финалу непременно оказывается уничтожен, чтобы затем быть воссозданным вновь. Без эсхатологических стихийных бедствий — взрывов, пожаров, потопов — не обходится практически ни один спектакль Инженерного театра. В постановках АХЕ отношения героев с пространством и вещью преимущественно конфликты. Окружающий мир чаще оказывается враждебен, чем дружелюбен: герои с детским любопытством, через игру и общение с населяющими этот мир вещами, пытаются постичь законы, по которым он существует.» Анастасия Трушина
Площадки
«Антресоль»С 2006 по 2009 гг. домашней площадкой театра АХЕ был Актерский клуб «Антресоль» (на Малом проспекте В. О., 49). Одно из немногих пространств Петербурга, где можно было увидеть современный европейский театр.
«ПОРОХ»С апреля 2017 года по июль 2022 гг. домашней площадкой театра АХЕ было Место Радикального Высказывания «ПОРОХ» (Санкт-Петербург, Шоссе Революции, 84).
Труппа театра
- Максим Исаев
- Павел Семченко
- Ник Хамов
- Денис Антонов
- Вадим Гололобов
- Мария Тавапова
- Андрей Сизинцев
Участники проектов АХЕ
- Алиса Олейник
- Яна Тумина
- Гала Самойлова
- Наталья Шамина
- Илона Макарова
- Барбара Зайферт
- Максим Диденко
- Олег Михайлов
- Игорь Устинович
- Александр Кошкидько
- Валерий Кефт
Репертуар
- Бедный, Бедный Гамлет (2020)
- FAUST. LABOR (2019)
- ПРА РАБЛЕ (2019)
- Утопия (2019)
- Фауст 3.0 (2018)
- Демократия (2017)
- Диктатура (2018)
- Кабинет Редкостей (2017)
- Plug-n-Play-2 (2017)
- Планетарная фуга (2016)
- Пена Дней (2015)
- Щедрин. Хроника мёртвых градоначальников (2015)
- Между Двумя (цикл начат в 2014 году)
- Полихром (2014)
- Монохром (2014)
- «ВЫБОР» ИЛИ «САМАЯ ЛУЧШАЯ МИНУТА» (2013)
- СЛЕПАЯ СОВА(2012)
- ДЕПО ГЕНИАЛЬНЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ(2012)
- Заполнение Пробелов (2011)
- СЕРЕДИНА ЧЕРНОГО(2009)
- Глория Транзит (2008)
- Гобо. Цифровой Глоссарий (2007)
- Каталог Героя (2007)
- ФАУСТ В КУБЕ. СИГНАТУРА(2006)
- ФАУСТ³.2360 СЛОВ(2005)
- ПЛАГ И ПЛЭЙ(2002)
- Господин Кармен (2003)
- Мокрая Свадьба (2001)
- SINE LOCO (2001)
- Белая Кабина (1996)
- Пух и Прах (1996)
Проекты
1988 — 1990
- «Группа-группа» — Перформанс на пляже Петропавловской крепости. При участиии: Максима Исаева, Павла Семченко, Вадима Васильева, Яны Туминой, Ксении Раппопорт, Андрея Могучего, Сергея Гогуна, Вячеслава Вахрушева, Натальи Федченко, Галины Викулиной, Елены Вензель и др. (Ленинград | 1989)
1991 — 2000
- «ЧЕХОВ ДВЕНАДЦАТЬ ЧАЙКА» — серия перформансов (СПб-Дрезден | 1991-1997)
- «Серая зона» — участие в проекте театра «DEREVO» (Дрезден | 1996)
- «AXE PLATTFORM» — серия перформансов (Дрезден | 1997)
- «DE PROFUNDIS» — серия перформансов (СПб | 1998-2000)
- «GRUNE GANS» — спектакль (Зальцбург | 2000)
- «Зеленый Гусь» — постановка спектакля для театра Toihous (Австрия | 2000)
- «60 минут» — проект для культурной столицы Европы (Хельсинки | 2000)
2001 — 2010
- Балет Зегед — проект для фестиваля Маска (Венгрия | 2001)
- «SINE LOCO» — совместный проект с немецкими актерами для фестиваля ARENA (Германия | 2001)
- «Первый Ряд» — русская программа 2002 г. в «Киасма», театр и музей, выставка и спектакли. (Финляндия | 2002)
- «История Одной Матери» — постановка спектакля для театра Toihous (Австрия | 2002)
- «Tawny» — на Пражском Квадриеналле, Выставка Театрального дизайна (Прага | 2003 www.pq.cz)
- «Полифония мира» — участие в постановке К.Гинкаса на музыку Э.Бакши (СПб | 2005)
- «Фауст. Сигнатура» — совместная постановка с театром Линия де Собра (Мехико | 2006)
- «Солесомбра» — постановка для Театра Сатиры на Васильевском (СПб | 2007)
- «Wheel of Power» — совместный проект с театром «DEREVO» (Манхейм | 2007)
- «WindRose» — совместный проект с театром «DEREVO»(Дрезден | 2008)
- «Maria de Buenos Aires» — совместный проект с театром «Ди Капуа»(СПб | 2008)
- «Лабиринт» — проект для фестиваля Open Cinema на пляже Петропавловской крепости (СПб | 2008)
- «Орфей» — совместный проект с театром KLIPA (Тель-Авив | 2008)
- «Медея» — совместный проект с театром «Ди Капуа»(СПб | 2008)
- «Середина чёрного» — спектакль (СПб | 2009)
- «Конёк-горбунок» — балет Мариинского театра участии в качестве художника постановщика Максима Исаева (СПб | 2009)
- «День Рождения» — совместный перформанс с театро ДАХ на открытии в Киеве ГОГОЛЬФЕСТА (Киев | 2009)
- «Натура МОРТЕ» — совместный проект с театром «DEREVO» для «ARCHES» (Глазго — Шотландия | 2009)
- «Генри Блаубарт, материалы дела» — Участие в постановке оперы Владимира Раннева в Планетарии (СПб | 2009)
- «720 лун» — Участие в проекте Славы Полунина (Франция | 2010)
2011 — 2020
- «ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ» — совместный проект с факультетом кукольного театра Университета города Турку (Турку-Финляндия | 2011)
- «Midwhite» — совместный проект с театром «DEREVO» (Дрезден — Берлин — Познань| 2013)
- «What She does» — совместный проект мексиканским хореографом Кристиной Мальдонадо (СПб | 2014)
- «ФАБУЛОМАХИЯ» — совместный проект с Большим театром кукол (СПб | 2013-2014)
- «Бардо Тодол» — совместный проект с Большим Драматическим Театром им. Товстоногова (СПб | 2014)
- «КОНАРМИЯ» — участие в проекте для Московского художественного академического театра, курс Брусникина (СПб | 2014)
- «Маленькие трагедии» — участие в проекте для Омского театра Ермолаевой (СПб-Омск | 2014)
- «Мера Тел» — совместный проект с театрм «Провинциальные танцы» (СПб | 2014)
- «Zомби-Zомби-Zомби» — участие в проекте для ДК им. Горького (СПб | 2015)
- «Деконструкция» — уличный перфоманс в рамках сноса старого здания Центра Современного Искусства имени Сергея Анатольевича Курехина (СПб | 2016)
- «Картотека» — совместный проект с польским Театром CINEMA (СПб | 2016)
- «ПОБЕДА НАД СОЛНЦЕМ» — прочтение футуристической провокационной оперы на фестивале «VOLKOV MANIFEST 2018» (СПб-Москва | 2018)
- «Байконур» — совместный проект с алма-атинским театром ARTиШОК (Казахстан | 2018)
- «Лестница Существ» — уличный перфоманс в день рождения легендарной «Пушкинской, 10» (СПб | 2018)
- «Фауст 3.2 LABOR» — инсталляция с элементами перформанса для пятого международного фестиваля «Ночь света» (Гатчина | 2018)
- «ReWIND Perspective» — уличный перфоманс в рамках фестиваля FUTUREPROOF (Абердин-Шотландия | 2018)
- «Валы и Оси» (СПб | 2020)
2021 — Н.В.
- Театральная лаборатория Инженерного театра АХЕ — «ПОРОХ» (СПб | 2021)
- «ПРОТОФАУСТ» — спектакль-инсталляция в рамках фестиваля «Дягилев. P.S.» (СПб| 2021)
- «МЫШЬ ШРЕДИНГЕРА» — спектакль (СПб | 2022)
- «СОБСТВЕННОРУЧНОЕ ПОСМЕРТНОЕ СОЧИНЕНИЕ ДОКТОРА ИОГАННА ФАУСТА. 2411 СЛОВ» Мульти жанровая встреча в пространстве выставки «Пять искушений Иоганна Фауста» (СПб| 2022)
- «Про того Fауста» Мульти жанровая встреча в пространстве выставки «Пять искушений Иоганна Фауста» (СПб| 2022)
Награды
- 1997: Приз критиков за лучший спектакль «Белая Кабина» на фестивале УНИДРАМ (Германия)
- 2000: Приз жюри на фестивале АРЕНА (Германия) за спектакль «Белая Кабина».
- 2001: Приз жюри и публики за спектакль «SINE LOCO» на фестивале АРЕНА.
- 2002: Диплом за лучший спектакль «Белая Кабина» на фестивале в Бело-Хоризонте (Бразилия).
- 2003: Премия «Новация» на фестивале «Золотая Маска» за спектакль «SINE LOCO». Санкт-Петербург.
- 2003: Премия «Fringe First» и премия «Total Theatre Award» на фестивале ФРИНДЖ (Эдинбург) за спектакль «Белая Кабина».
- 2004: Гран-приз жюри на Фестивале Мимос в Перигю (Франция) за спектакли «Белая Кабина» и «Господин Карме».
- 2015: Приз жюри на фестивале Lalka Też Człowiek в г. Варшава (Польша).
- 2020: Премия "Прорыв" Нику Хамову в номинации «лучший художник» – за создание сценографии и кинематов к спектаклю «FAUST. LABOR»
- 2022: Премия «Золотая маска» в номинации КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА за спектакль «Сказка о золотом петушке», театр «Karlsson Haus». Санкт-Петербург.