Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Грешница (картина Семирадского)

«Грешница» — крупноформатная картина польского и русского художника-академиста Генриха Семирадского (1843—1902), завершённая в 1873 году. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв. Ж-5674). Размер — 250 × 499 см.

Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице, описанной в Евангелии от Иоанна. Трактовка темы, которой следует Семирадский, по описанию близка к мотивам популярной в то время поэмы Алексея Константиновича Толстого «Грешница». Композиционно картина может быть разделена на две части: слева изображён Христос вместе со своими последователями, а справа — нарядно одетая грешница со свитой развлекающихся мужчин и женщин.

Семирадский работал над картиной, заказчиком которой был великий князь Владимир Александрович, в Риме. В марте 1873 года картина была доставлена в Петербург, где была показана на Академической выставке. За создание полотна Академия художеств присвоила Семирадскому звание академика. Картина была приобретена наследником цесаревичем Александром Александровичем за 10 000 рублей. В 1873 году полотно экспонировалось на Всемирной выставке в Вене, где Семирадский получил свою первую международную награду — медаль «За искусство».

Художник Иван Крамской писал, что картина Семирадского «производит впечатление ошеломляющее», хотя «Христос с апостолами несколько мизерен». Критик Владимир Стасов отмечал «блестящий колорит» полотна, но при этом писал, что картина «поверхностна по содержанию», а также подвергал критике образы грешницы, Христа и апостолов. Искусствовед Татьяна Карпова отмечала, что в картине «Грешница» Семирадский впервые стал использовать пленэрные эффекты «в большом холсте, написанном на сюжет из далёкого прошлого», и что в те времена «это явилось новостью для русского искусства».

История

В 1870 году Генрих Семирадский закончил свою учёбу в Академии художеств в Санкт-Петербурге, получив звание классного художника первой степени, а также большую золотую медаль, которая была присуждена ему за представленную на конкурс картину «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу». Вместе с медалью художник получил право на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу на средства Академии художеств. Семирадский начал своё путешествие в качестве пенсионера в августе 1871 года и, посетив по пути Краков, в сентябре того же года прибыл в Мюнхен. Там он провёл несколько месяцев, написав за это время картину «Римская оргия блестящих времён цезаризма», получившую хорошие отзывы критиков, как в Мюнхене, так и в Петербурге, куда она была послана на очередную академическую выставку.

В апреле 1872 года Семирадский направился из Мюнхена во Флоренцию, планируя обосноваться там на долгий срок. Однако, совершив вскоре после этого путешествие по Италии, художник изменил свои планы и решил перебраться в Рим — об этом решении он сообщил в Академию художеств в письме от 9 мая 1872 года. Вскоре Семирадский снял мастерскую на виа Маргутта, где и приступил к работе над новой картиной, которую называл «Христос и грешница» или «Грешница». Заказчиком этого полотна был великий князь Владимир Александрович, с 1869 года занимавший должность товарища президента Академии художеств, а в 1876 году ставший её президентом.

Голова грешницы (этюд, холст, масло, 54 × 42 см, частное собрание)

Работа над картиной была завершена в феврале 1873 года. Над большим полотном Семирадский работал относительно недолго — по его собственным воспоминаниям, около восьми месяцев. Обдумывание сюжета, включавшее в себя работу над набросками, эскизами и этюдами, заняло у художника не менее полутора лет.

Весной 1873 года картина «Грешница» была послана в Санкт-Петербург для участия в Академической выставке, на которой экспонировались произведения живописи и скульптуры, предназначенные для отправки на Всемирную выставку в Вену. Семирадский приехал туда в конце марта, а 30 марта его новое полотно было представлено в рафаэлевском зале Академии художеств. Несмотря на то, что до окончания экспозиции оставалось всего два дня, картина успела привлечь внимание зрителей и произвести на них большое впечатление: из всех картин, появившихся на выставке, наибольшего внимания удостоились три полотна — «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Шуты при дворе Анны Иоанновны» Валерия Якоби и «Грешница». Художник Иван Крамской писал, что картина Семирадского «производит впечатление ошеломляющее, долго не можешь владеть рассудком», хотя, по его словам, «Христос с апостолами несколько мизерен». Критик Владимир Стасов под псевдонимом «O.» написал статью «Новая картина Семирадского „Грешница“», которая была опубликована в «Санкт-Петербургских ведомостях» (№ 95 за 1873 год). Стасов отмечал, что картина «произвела такой фурор, какого у нас и не запомнят», и что со времени брюлловского «Последнего дня Помпеи» в русской живописи не появлялось ничего столь великолепного. Однако при этом самому Стасову не понравились ни грешница («ничтожная и скучная по своей позе, лицу, выражению»), ни Христос («бледная, вялая фигура в белом хитоне»), ни апостолы («арабские халатники с самыми ординарными лицами и ничего не выражающими физиономиями»).

Несмотря на критику, и заказчику — великому князю Владимиру Александровичу, и конференц-секретарю Академии художеств Петру Исееву картина «Грешница» очень понравилась. За неё Семирадскому было присвоено звание академика. По совету Владимира Александровича «Грешница» была приобретена наследником цесаревичем Александром Александровичем за очень большую по тем временам сумму — 10 000 рублей. Кроме этого, Владимир Александрович заказал Семирадскому повторение картины сепией для своей коллекции.

В том же 1873 году полотно «Грешница» было послано на Всемирную выставку в Вене. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, авторской копией полотна «Грачи прилетели» Алексея Саврасова и другими. На выставке «Грешница» была отмечена медалью «За искусство», которая стала первой международной наградой, полученной Семирадским.

Картина «Грешница» хранилась в Царскосельском Александровском дворце, а в 1897 году была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор. «Грешница» экспонировалась в одном зале с полотнами «Запорожцы» Ильи Репина, «Покорение Сибири Ермаком» Василия Сурикова, «На войну» Константина Савицкого и картиной на схожий сюжет «Христос и грешница» Василия Поленова; там же, кроме «Грешницы» Семирадского, находились и другие картины художников-академистов — «Оргия» Вильгельма Котарбинского и «Поцелуйный обряд» Константина Маковского.

Сюжет и описание

Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице, описанной в Евангелии от Иоанна (в трёх синоптических Eвангелиях этот рассказ отсутствует). В произведении Семирадского трактовка сюжета значительно отличается от традиционного евангельского варианта, в котором женщина, уличённая в прелюбодеянии, была насильно приведена к Христу фарисеями и саддукеями (в Новом Завете часто используется выражение «фарисеи и книжники»); согласно законам Моисея, грешница должна была быть побита камнями.

В отличие от Евангелия, трактовка темы, которой следует Семирадский, по своему описанию близка к мотивам популярной в то время поэмы Алексея Константиновича Толстого «Грешница», в которой падшая женщина, развлекавшаяся в шумной компании праздных людей, преображается под воздействием Христа. По-видимому, именно такой вариант, символизирующий нравственную победу христианства над язычеством, и был предложен художнику заказчиком полотна — великим князем Владимиром Александровичем. Тем не менее, хотя Семирадскому нравились и сюжет, и мелодичность стихов Толстого, он не рассматривал своё произведение как простую иллюстрацию к поэтическим строкам. Не планируя собирать материал в Палестине, он полагал, что ему поможет его собственное воображение, а также яркий свет итальянского солнца, который «насытит пространство, выхватит из него одни фигуры и закроет другие».

Фрагменты картины «Грешница»

Христос и его последователи Грешница и окружающие её люди

Композиционно картина «Грешница» может быть разделена на две части. В левой части полотна изображён Христос вместе со своими последователями — все они одеты в скромные светлые одежды. Христос показан милостивым и всепрощающим, его образ символизирует красоту, гармонию и совершенство, в соответствии со строками Толстого: «Любовью к ближним пламенея, / Народ смиренью он учил, / Он все законы Моисея / Любви закону подчинил; / Не терпит гнева он, ни мщенья, / Он проповедует прощенье, / Велит за зло платить добром…». В правой части — куртизанка в нарядном шёлковом одеянии с большим количеством драгоценностей; позади неё — свита весёлых и хмельных мужчин и женщин. В поэме «Грешница» Алексей Толстой так описывал «блудницу молодую»: «Её причудливый наряд / Невольно привлекает взоры, / Её нескромные уборы / О грешной жизни говорят; / Но дева падшая прекрасна…». Следуя описанию Толстого, Семирадский передаёт героине своей картины всю ту красоту и нарядность, которыми она наделена в поэме: «Её и серьги и запястья, / Звеня, к восторгам сладострастья, / К утехам пламенным зовут, / Алмазы блещут там и тут, / И, тень бросая на ланиты, / Во всем обилии красы, / Жемчужной нитью перевиты, / Падут роскошные власы…».

Наброски, этюды, эскизы и повторения

В Национальном музее в Кракове хранится альбом Семирадского, включающий в себя 32 наброска к картине «Грешница». Кроме этого, в том же музее находится эскиз-вариант картины «Грешница» (бумага на картоне, графитный карандаш).

Два эскиза, которые упоминаются под названиями «Христос и грешница» или «Грешница», хранятся в Государственном Русском музее. На одном из них — первоначальном эскизе-варианте, выполненном графитным карандашом на бумаге (34,6 × 55,5 см), — грешница и сопровождающая её весёлая компания расположены слева, а Христос стоит справа от грешницы, причём его ученики и последователи находятся в некотором отдалении от него. На другом эскизе, выполненном акварелью и графитным карандашом на бумаге (21 × 40 см), Христос с группой своих последователей, как и на основном полотне, находится в левой части композиции. По словам искусствоведа Даиры Лебедевой, в этом эскизе «найдена основная светотеневая разработка будущей картины, которая нацелена на пленэрность, на выявление в ней стихии солнечного света и световоздушной среды».

Эскизы к картине «Грешница»

Христос и грешница (эскиз, графитный карандаш, 34,6 × 55,5 см, ГРМ) Грешница (эскиз, графитный карандаш, Национальный музей в Кракове) Христос и грешница (эскиз, акварель и графитный карандаш, 21 × 40 см, ГРМ)

В Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике хранится авторское повторение картины «Грешница», выполненное сепией на бумаге (61 × 132 см) — по-видимому, это именно то повторение, которое было заказано великим князем Владимиром Александровичем. В собрании Новгородского государственного объединённого музея-заповедника есть вариант (предполагаемый эскиз) картины «Грешница» (холст, масло, 35 × 69 см). Кроме этого, известно о существовании живописного этюда «Голова грешницы» (холст, масло, 54 × 42 см), который находится в частном собрании.

Отзывы и критика

Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, писал, что картина Семирадского «Христос и грешница» произвела на публику очень большое впечатление, в первую очередь «своим блестящим колоритом» и «франтовскими своими красочными пятнами». Тем не менее, по словам Стасова, полотно Семирадского «никак нельзя примкнуть» к таким полотнам религиозного содержания, как «Христос в пустыне» Ивана Крамского и «Тайная вечеря» Николая Ге. Стасов отмечал, что картина Семирадского «поверхностна по содержанию», грешница выглядит как «современная парижская опереточная кокотка Оффенбаха», а «Христос и апостолы до того состоят из одного костюма, что вовсе не след говорить о ней, как о серьёзном историческом создании».

Художник Иван Крамской в письме к пейзажисту Фёдору Васильеву от 10 апреля 1873 года рассказывал о том впечатлении, которое произвела на него «Грешница» Семирадского. Крамской писал, что «картина недюжинная», и она «написана так дерзко и колоритно, в смысле подбора красок (а не органического колорита), так сильно по светотени, и так много в ней внешнего движения, эффекта, что публика просто поражена». По словам художника, картина «производит в первый раз импонирующее впечатление», под которым он сам находился около двадцати минут. При этом Крамской отмечал фальшь, которую, в частности, можно увидеть в трактовке основных персонажей, изображённых на полотне: «Христос — такая ничтожная личность, что для него ни одна грешница не раскается, да и сама грешница не из тех, которые бросают развесёлую жизнь».

Искусствовед Татьяна Карпова отмечала, что в картине «Грешница» Семирадский «впервые нашёл свой главный конёк — использование пленэрных эффектов в большом холсте, написанном на сюжет из далёкого прошлого», и что в те времена «это явилось новостью для русского искусства». По словам Карповой, сведение воедино пленэрной живописи и евангельского сюжета дало «впечатление иллюзии, достоверности, реальности легендарных событий». Всё это было созвучно популярному в то время направлению библеистики (Эрнест Ренан и другие), трактовавшему Иисуса Христа как реально существовавшую историческую личность.