Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Палеолибертарианство

Палеолибертарианство — политическое движение, зародившееся в США в 80-х — 90-х годах XX столетия. Одной из главных основ этой идеологии стала статья Мюррея Ротбарда, который в статье «Правый популизм: стратегия для палео-движения» (1992 год) изложил базовые ценности палеолибертарианства. Данная статья возникла благодаря накопившемуся недовольству Ротбарда господствовавшими в те времена ценностями в либертарианском направлении. Таким образом, она содержит в себе критику, направленную, например, против идей братьев Кохов, видных идеологов либертарианства того периода. Он считал, что либертарианство должно было иметь более консервативный уклон, чем у него был, и в попытках выразить свою точку зрения он, в сущности, и изложил ядро зарождавшегося палеолибертарианства.

История возникновения движения

Причины появления палеолибертарианства Ротбард раскрывает в своей статье 1990-го года «Why Paleo?», опубликованной в первом номере нового журнала «Отчёт Ротбарда — Роквелла», созданного им совместно с его единомышленником и также одним из первых идеологов палеолибертарианства Лью Роквеллом. В этой статье он пишет, что на рубеже 80-х и 90-х годов либертарианское движение начало деградировать, несмотря на свою распространённость во всём мире. Он утверждает, что в основном людей привлекает идея свободного рынка, а всё остальное остаётся без внимания. Либертарианство, по его мнению, буквально оторвано от реальности и не может подстраиваться по меняющийся политический климат. Ротбард пишет, что в последние годы (имеется в виду конец 80-х — начало 90-х гг.) среди представителей либертарианства стало всё больше антисоциальных индивидов. Они, под предлогом тотальной свободы личности, ведут антиобщественный образ жизни, пропагандируют распущенность, злоупотребляют наркотиками. Всё это ведёт к неуклонной порче репутации либертарианства как политического движения, отталкивает от него «настоящих людей» (честных представителей среднего класса). Поэтому эта приставка «палео-» нужна Роквеллу, чтобы отгородить своё движение от запятнанной репутации либертарианского мейнстрима.

Кроме того, Ротбард и его сторонники считали, что либертарианское движение того периода состояло в большей степени именно из таких антисоциальных элементов (он называл это «нигилистическим либертарианством»), и в самом движении никто не понимал, что его нужно кардинально менять и «вычищать» из него такой контингент. Они полагали, что внутри либертарианской партии никто не видел реальной проблемы, все старались каким-то образом переделать устройство партии, но не зрили в корень проблемы. Поэтому Ротбард говорит о том, что он не видит возможности изменить сформировавшееся либертарианское движение и может только создать другое, обособленное от него.

Сам термин зародился в 90-х годах, когда Ротбард решил оставить свою политическую карьеру. Он разочаровался в либертарианском движении, ведь, по его мнению, его представители были недостаточно интеллектуально развиты, и само либертарианство пришло в упадок. Он больше не хотел соприкасаться с данным движением и поэтому ввёл неологизм — «палеолибертарианство» — с которым и начал себя ассоциировать как приверженец истинного, исконного, либертарианства.

Основные положения

Палеолибертарианцы полагают, что современное либертарианство уже не следует своим изначальным целям. Оно отошло от идеи освобождения человека от государства, от внедрения своих идей в интеллектуальную среду, а не только в политическую, начало умственно деградировать и стало впитывать в себя всё больше левых идей. Палеолибертарианцы же хотят вернуть это движение к его истокам. Ценности этого движения в целом соответствуют основным положениям либертарианства. Это обусловлено тем, что фундаментальные для него научные труды изначально были частью политического противостояния Ротбарда и других политиков против лидеров либертарианства того времени. Таким образом, в этих трудах излагаются те же либертарианские идеи, но ещё больше «развёрнутые вправо», ведь в числе предлагаемых Ротбардом условий существования свободного общества были сохранение традиционных семейных ценностей и, например, возвращение в школы чтения молитв.

Кроме того, в центре данного движения находится критика либертариантского мейнстрима. Ротбард в своих высказываниях неоднократно подчёркивал, что "палео" выступают именно против "хиппи-либертарианцев", чтобы восстановить репутацию либертарианства. Палеолибертарианство строится на критике основного движения и всяким образом пытается отделиться от него, чтобы не ассоциироваться с "нигилистическими либертарианцами" (в терминологии Ротбарда).

Сам Ротбард как основополагающий идеолог палеолибертарианства был весьма самоотверженным и радикальным либертарианцем. Он утверждал, что будет выступать за любую возможность отмены государственничества или этатизма. Он также считал, что либертарианские идеи должны были пронизывать не только культурный, но и политический дискурс. А для того, чтобы быть весомым в политике, либертарианство того времени, по его мнению, не обладало достаточной влиятельностью.

Я буду славить любую возможность отмены этатизма и не обеспокоен тем насилием над теми, кто хотел бы сохранить это [призывную армию].
М. Н. Ротбард

Хотя Ротбард и говорит здесь об отмене призывной военной службы, однако мы видим его позицию и по отношению к этатизму, и к призывной армии.