Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Глубоковский, Николай Никанорович

Николай Никанорович Глубоковский (6 [18] декабря 1863, Кичменгский Городок, Никольский уезд, Вологодская губерния — 18 марта 1937, София) — русский православный богослов, экзегет, патролог, историк Церкви. Редактор Православной богословской энциклопедии.

Главным предметом его исследований была жизнь и деятельность апостола Павла.

В России

Николай Глубоковский, 1878

Родился 6 (18) декабря 1863 года в селе Кичменгский Городок Вологодской губернии в семье священника. На третьем году жизни, после смерти родителя, был взят на попечение старшей сестрой Анной. Начальное образование получил в Кобыльской (село Кобыльско-Ильинское) церковно-приходской школе и духовном училище Никольска.

По окончании Вологодской духовной семинарии в 1884 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1889 году. Магистерская диссертация — «Блаженный Феодорит, епископ Киррский: его жизнь и литературная деятельность» — получила восторженные отзывы.

По окончании академии в 1890 году был назначен преподавателем Священного Писания в Воронежскую духовную семинарию, но в следующем, 1891 году, после защиты диссертации был приглашён в Петербургскую духовную академию — на кафедру Священного Писания Нового Завета, которую занимал с 21 октября 1891 года до закрытия академии в 1918 году. Указами Святейшего Синода от 4 ноября 1894 года был утверждён в должности экстраординарного профессора, с 28 января 1898 года — ординарный профессор, с 16 ноября 1916 года (после 25 лет академической службы) — заслуженный ординарный профессор академии.

Награждён Макариевской премией за сочинение «Благовестие христианской свободы в послании Святого Апостола Павла Галатам».

После смерти профессора Лопухина, с 14 октября 1904 года вплоть до 1911 года состоял редактором и цензором «Православной богословской энциклопедии».

В 1905 году был избран членом епархиальной Комиссии по подготовке к Всероссийскому Поместному собору Российской церкви, а затем был привлечён к работе Комиссии по выработке нового устава духовных академий. В 1907—1908 годах работал в особых Совещаниях по вопросу о реформе Духовных школ и органов церковного управления. В 1907 году выпустил книгу «По вопросам духовной школы средней и высшей и об учебном комитете при Святейшем Синоде».

Был избран 5 декабря 1909 года членом-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности.

С 1911 года — постоянный член училищного совета при Святейшем Синоде. По поручению Святейшего Синода занимался исправлением перевода книг Нового Завета на русский язык, был редактором в журналах «Церковный вестник» и «Христианское чтение», сотрудником «Православной Богословской энциклопедии»; по смерти А. П. Лопухина стал её редактором. Ряд статей в энциклопедии были написаны им самим.

В 1914 году Святейший Синод поручил ему редактирование «Справочного и объяснительного словаря к Новому Завету» П. А. Гильтебрандта.

В 1918 году читал лекции в Швеции в Стокгольмском университете, затем вернулся в Россию и в 1919 году работал в новообразованном Петроградском богословском институте, а также в период с 1919 по 1921 годы исполнял должность архивиста, архивариуса и редактора в бывшем Синодальном архиве.

27 ноября 1920 года женился на Анастасии Васильевне Нечаевой, вдове профессора А. П. Лебедева.

В эмиграции

В 1921 году вместе с женой выехал в Финляндию, оттуда в Германию, затем в Чехословакию, в Прагу, где занял должность профессора в университете.

В 1922—1923 гг. читал курс богословия в Белградском университете. В 1923 году принял предложение занять кафедру Священного Писания Нового Завета на богословском факультете Софийского университета.

Был избран членом-корреспондентом Болгарской академии наук, почётным членом Библейского общества в Лондоне.

Скончался 18 марта 1937 года от болезни почек. Чин отпевания в кафедральном соборе Святой Недели 20 марта совершил митрополит Софийский Стефан (Шоков) (в схизме; впоследствии Экзарх), который в надгробной речи «назвал Николая Никаноровича Глубоковского величайшим авторитетом в библейской экзегетике православной богословской науки, любящим и верным сыном Церкви, могучим столпом Православия».

Издал около сорока крупных работ и множество статей. Многие его труды остались неизданными: например, обзор «Русское богословие» и некоторые другие.

«Библейский словарь», над которым богослов трудился с перерывами всю жизнь и считавшийся в России утраченным, был впервые издан в 2007 году к 70-летию со дня его кончины.

Вдова Глубоковского передала его личную библиотеку Священному синоду Болгарской православной церкви; книги погибли во время второй мировой войны в огне вместе с большей частью прочих книг синодальной библиотеки.

Библиография

Сочинения Н. Н. Глубоковского
  • Библейский греческий язык в писаниях Ветхого и Нового завета.
  • Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу: Библейско-богословское исследование: Кн. 1—3. — СПб.: Тип. Монтвида, 1905—1912.
    • Книга 1. — СПб., 1905
    • Книга 2. — СПб., 1910
    • Книга 3. — СПб., 1912
  • Благовестие христианской свободы в Послании св. ап. Павла к Галатам. — СПб., 1902.
  • Благовестие Христовой Славы в Апокалипсисе св. ап. Иоанна Богослова. — Джорданвиль, 1966.
  • Блаженный Феодорит Кирский. Его жизнь и литературная деятельность. т. I.т. II. — М. 1890.
  • Бог — Слово // Православная мысль. — 1928. — № 1. — C. 89-121
  • Был ли допущен Иуда предатель к соучастию в самом таинстве евхаристии при установлении его Господом Спасителем на Тайной вечери // Христианское чтение. — СПб., 1897. — № 5.
  • Вера по учению св. ап. Павла // Христианское Чтение — СПб.. — май 1902 г.
  • Вместо эпилога к моей полемике о 34-м Апостольском правиле // Богословский вестник. — Сергиев Посад, 1908. — Т. 1. № 2. — С. 396—399 (2-я пагин.).
  • Вновь найденный пурпуровый список свв. Евангелий // Христианское чтение — СПб.. — 1897. — № 7.
  • Греческий рукописный Евангелистарий из собрания проф. И. Е. Троицкого. — СПб., 1897
  • Греческий язык Нового Завета в свете современного языкознания. СПб., 1915
  • Дидаскалия и Апостольские Постановления по их происхождению, взаимоотношению и значению // Христианское чтение — СПб., 1916. — № 3.
  • Евангелия и их благовестие о Христе-Спасителе и его искупительном деле. — София, 1932
  • Искупление и Искупитель. — СПб., 1917
  • К вопросу о пасхальной вечери Христовой // Христианское чтение — СПб., 1897. — № 3.
  • К вопросу об отношении греческого перевода LXX-ти и еврейского текста Ветхого Завета // Христианское чтение. — М., 1894, вып. 3-4
  • Критический и экзегетический комментарий на послание к Римлянам //Христианское чтение — СПб., 1897. — № 5.
  • Лекции по Священному Писанию Нового Завета Т. 1. — М., 2006.
  • Лжеименные писания Ветхого Завета в немецком переводе под редакцией проф. Е. Кауча // Христианское чтение — СПб., 1900. — № 6.
  • М. И. Ростовцев. История государственного откупа в римской империи (от Августа до Диоклетиана) // Христианское чтение — СПб., 1899. — № 10.
  • Новейшее приобретение для текстуальной критики Нового Завета // Христианское чтение — СПб., 1899. — № 9.
  • О Втором послании св. Апостола Павла к Фессалоникийцам. — СПб., 1915
  • О значении надписания псалмов lamnazzeach // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. — М., 1889. — № 12.
  • О Квириниевой переписи по связи её с Рождеством Христовым. — Киев, 1913
  • О пасхальной вечери Христовой и об отношениях к Господу современного ему еврейства. — СПб., 1897.
  • О «Декларации» митрополита Сергия // Россия. — Париж. — 3 сентября 1927
  • Опыт русской обработки материала для жизнеописания св. Апостола Павла. — СПб., 1893
  • По вопросу о праве евреев именоваться христианскими именами. — СПб., 1911
  • Послание к Евреям и историческое предание о нем // Годишник на Софийский университет, кн. 14, 1936—1937. — София, 1937. — 62 с.
  • Православие по его существу // Отдельный оттиск из журнала «Церковь и время». — 1991. — № 1
  • Православная пасхалия и общедоступные руководства по хронологии // Христианское чтение — СПб., 1892. — № 5-6.
  • Православное русское белое духовенство по его положению и значению в истории. — СПб., 1917
  • Преображение Господа. — М., 1888
  • Проф. К. Ρ. Грегори. Текстуальная критика Нового Завета // Христианское чтение — СПб., 1901. — № 12.
  • Проф. Нафанаил Бонвеч, Иоанн Лоренц Фон Мосгейм, как церковный историк // Христианское чтение — СПб., 1902. — № 5.
  • Путешествие евреев из Египта в землю Ханаанскую // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. — М., 1889. — № 1.
  • Рабочий социализм и Русская Православная Церковь // Странник. — Белград, 1924 г. — № 1.
  • Развод по прелюбодеянию и его последствия по учению Христа Спасителя. — СПб., 1895
  • Реальная энциклопедия для протестантского богословия и церкви в 3-м изд. под редакцией А. Гаука // Христианское чтение — СПб., 1900. — № 5.
  • Св. Апостол Павел и неканоническая Книга Премудрости Соломоновой // Христианское чтение. — СПб., 1903. — № 2.
  • Святой апостол Лука — евангелист и дееписатель. — София, 1932.
  • Славянская Библия. Сборникъ въ честь на проф. Л. Милетичъ. — София, 1933.
  • Учение книги Премудрости Соломоновой о Божественной премудрости или духе по сравнению с апостольским // Христианское чтение. — СПб., 1904. — № 5.
  • Учение св. апостола Павла о христианской жизни «в духе» и его самобытная независимость // Христианское чтение — СПб., 1904. — № 6.
  • Ходатай Нового Завета (Экзегетический анализ Евр. I, 1-5.) — Сергиев Пасад, 1915
  • Христианское единение и богословское просвещение в православной перспективе // Путь. — 1926. — № 4. — С. 139—144.
  • Христово уничижение и наше спасение (Библейско-экзегетический анализ Филип 2, 5-11). — София (Болгария), 1929.
  • Христос и ангелы (Экзегетический анализ Евр. I, 6-14). — СПб., 1915.
  • Хронология Ветхого и Нового Завета. — Киев, 1911.
  • Э. Нестле. Введение в Греческий Новый Завет // Христианское чтение. — СПб., 1901. — № 12.
  • Из ненапечатанного архива: Автобиографические воспоминания // «Церковь и время». Научно-богословский и церковно-общественный журнал. — 2003. — № 2(23) — С. 157—202