Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




18.04.2021


18.04.2021


18.04.2021


18.04.2021


18.04.2021





Яндекс.Метрика

Формейшен. История одной сцены

06.11.2021

«Формейшен. История одной сцены» — книга Феликса Сандалова, изданная в 2016 году, описывающая историю ряда знаковых московских панк-рок-групп, появившихся на рубеже 1980-х — 1990-х, в формате интервью с участниками. «Формейшен» — характерный термин, использующийся для самоназвания представителей данной музыкальной сцены.

Описание

В произведении исследуется жизнь и творческая деятельность вокруг московского экзистенциального андеграунда. В значительной степени вокруг лидера группы «Соломенные Еноты» Бориса Усова. По издательской аннотации

Московский экзистенциальный панк стоит особняком в череде локальных панк-революций девяностых годов […] «Формейшен» может быть интересен не только поклонникам «Соломенных енотов», «Лисичкиного хлеба», «Банды четырёх» и прочих теоретиков и практиков нон-конформизма, но и тем, кто хочет пойти дальше мифа о «лихих и „пустых“ девяностых».

История публикации

Первоначально материал книги собирался для того, чтобы стать частью книги «Песни в пустоту», написанной музыкальными журналистами Александром Горабчёвым и Ильёй Зининым. Но из-за количества материала, автором было решено создать отдельную книгу.

После того, как печатный тираж закончился, книга была выложена в свободный доступ, но впоследствии был выпущен ещё один бумажный тираж. Книга была выдвинута на соискание премии «Национальный бестселлер». За её создание Феликс Сандалов стал лауреатом премии Андрея Белого.

Критика

Книга была одобрительно встречена профильной и широкой прессой. По мнению ряда критиков книга получилась примечательной не только, как бытописание деятелей искусства, но и как документ эпохи. Об актуальности предмета исследования высказалась автор журнала «Знамя»: «любой, кто решается копнуть родную почву, неизбежно сталкивается с могучим корневищем формейшена — да и как пройти мимо, если оно проникло в искусство, политику, медиа, кинематограф — отовсюду торчат хорошо знакомые мохнатые уши».

Литературный критик Андрей Пермяков отметил, что книга закрепила живых и реальных своих персонажей в области мифа. Музыкальный журналист Артём Рондарев, со свойственным ему сарказмом, рекомендовал «книгу и её интерпретацию прошлого [...] всему молодому поколению — с аннотацией: „Дети, запомните, как это было, — чтобы никогда этого не повторить“». Литературный критик Аглая Топорова призналась, что «ни одна книга в лонг-листе не вызвала у меня такого странного эмоционального переживания»; однако укорила автора за «количество и превосходная степень эпитетов, применённых комментаторами этого нон-фикшна к творчеству и жизни её главных героев, сравнима разве что с „Малой землёй“ Леонида Ильича Брежнева».

Корреспондент газеты «Коммерсант» посчитал, что у книги «как бы два уровня. С одной стороны, тут почти 600 страниц бесконечных подробностей: знакомств, бытовых ссор, незначительных идеологических расхождений, обстоятельств концертов и записи альбомов — вещей, интересных только маниакальному адепту. Но за этим архивным уровнем встаёт другой: документальный „Формейшен“ оказывается чем-то вроде рассеянного большого романа». А обозреватель газеты «Завтра» отметил, что автор «провёл скрупулёзный разбор, выкладывая из разнородных и иногда полемичных „камней“ и „смальты“ мозаику интереснейшего сообщества русской культурной жизни девяностых — начала двухтысячных».