Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Тихий Дон (опера)

«Тихий Дон» — опера в 4 действиях, 6 картинах, Ивана Дзержинского; либретто Леонида Дзержинского по 1-й и 2-й книгам романа Михаила Шолохова.

Ставилась на большинстве оперных сцен Советского Союза.

Действующие лица

Сюжет

Абрам Гозенпуд отмечал: «В основе произведения — события I ч. романа; в пору окончания оперы последняя книга его ещё не была написана, судьба Григория оставалась неизвестной. Композитору и либреттисту пришлось самим домысливать финал — он не только не совпал с завершением романа, но и оказался противоположным. У Шолохова Григорий попадает в лагерь белогвардейцев и после победы Красной Армии, совершенно опустошенный, всем чужой, возвращается в родную станицу. В опере он бесповоротно связывает свою жизнь с революцией. В либретто судьбы героев упростились. В то же время благодаря тому, что авторы оперы и театр, помогавший композитору, сосредоточили внимание на главном и отказались от неосуществимого намерения вместить все события романа, действенная конструкция оказалась удачной. Основной конфликт — разрыв Григория Мелехова, выходца из богатой казачьей семьи, с его классом. Любовь к беднячке Аксинье — одна из причин этого разрыва. Григорий, ставший батраком и солдатом во время Первой мировой войны, проходит через все её ужасы. В годы гражданской войны он оказывается на стороне большевиков; многое определяется личной драмой (вынужденный брак с нелюбимой Натальей, уход к Аксинье, разлука с ней, вызванная войной, „измена“ Аксиньи), что углубляет и делает его образ более реалистичным».

В 1967 композитор написал по заключительным книгам романа М. Шолохова оперу «Григорий Мелехов», где прослеживается дальнейшая судьба героя.

Музыка

В «Тихом Доне» — лучшей, по мнению А.Гозенпуда, опере Дзержинского ярко проявились и сильные, и слабые стороны таланта советского композитора: «Постижение народной песенности при отказе от цитатного использования фольклора, мелодическое дарование, острое чувство театральности, драматургической контрастности, умение схватить и метко выразить характерное получили здесь выражение. Песенность — самая сильная сторона произведения, в песне раскрываются и чувства отдельных героев, и чувства народа. Композитору удалось передать драматизм судьбы Григория и в особенности Аксиньи. Но в то же время удачи композитора ослабляются тем, что музыка лишена симфонического развития, а герои показаны в различных эмоциональных состояниях, но не во внутреннем движении. Недостаточно использовано богатство музыкальных форм, в частности автор полностью отказался от ансамблей»..

Постановки

  • 1935, 22 октября — Ленинград, Малый оперный театр, под упр. С. Самосуда (постановка Макса Терешковича, реж. З.Закусова, худ. Г. П. Руди; Пантелей Мелехов — Николай Чесноков, Маркович, Ильинична — Ксения Комиссарова, Богничева, Григорий Мелехов — Чернышёв, Пичугин, Ковальский, Пётр — Бутягин, Иван Дорошин, Дарья — Кристи,Мария Софронова, Аксинья — Надежда Вельтер,Ольга Головина, Ивницкая, Наталья — Фёдорова, Соколова, Засс, Сашка — Павел Журавленко, Генерал Листницкий — Аббакумов, А.Атлантов, Евгений Листницкий — Семенюта, Ольховский) — первая постановка
  • 1936, 25 марта — Москва, Большой театр, под упр. Н.Голованова; реж. Николай Смолич, худ. Ф.Федоровский, балетм. П.Гусев; Пантелей Мелехов — Перегудов, Ильинична — Бутенина, Григорий Мелехов — Ханаев, Евлахов, Пётр — Соловьёв, Чаплыгин, Дарья — Амборская, Рудницкая, Наталья — Шпиллер, Кругликова, Аксинья — Вера Давыдова, Бронислава Златогорова, Генерал Листницкий — Михайлов, Редикульцев, Евгений Листницкий — Селиванов, Головин
  • 1936, 31 мая — Москва, Музыкальный театр им. Немировича-Данченко, под управлением Г. Столярова, художественный руководитель постановки В. И. Немирович-Данченко. Постановка Бориса Мордвинова, реж. Павел Златогоров, художник — Б. И. Волков. Пантелей Мелехов — Михеев, Ягодкин, Ильинична — Розанова, Сергеева, Григорий Мелехов — М. С. Кутырин, З. М. Эфрос, Пётр — Дойников, Коренев, Дарья — Козьмина, Степанова, Наталья — А. Е. Кузнецова, Ю. В. Прейс, Митька — Владимир Канделаки, Аксинья — Софья Големба, О. Н. Данилова, Генерал Листницкий — Князев, Корсунов, Евгений Листницкий — И. Петров, Фед
  • 1937 — Саратовский академический театр оперы и балета, режиссёр К. К. Тверской
  • 1946-47 — Саратовский академический театр оперы и балета, режиссёр Б. А. Мордвинов
  • 1947, 7 ноября — Ленинград, Малый оперный театр. Дирижёр Коган, реж. З.Закусова, худ. П. А. Штерич; Григорий Мелехов — Пичугин, Аксинья — Вера Овчаренко, Ольга Головина (Логинова), И.Лелива, Наталья — Кудрявцева — Новая авторская редакция