Язык программирования C++ поддерживает все операторы своего прародителя Си и дополнен новыми операторами и возможностями.
- например, операторами приведения типа:
- const_cast
- static_cast
- dynamic_cast
- reinterpret_cast
- возможность перегрузки операторов;
После вычисления первого операнда для неперегруженных операторов «&&», «||» и «,» (оператор «запятая», англ. comma) компилятор вставляет точку следования (англ. sequence point), гарантирующую, что все побочные эффекты (например, оператор «постфиксный ++») будут выполнены до начала вычисления второго операнда.
Языки с Си-подобным синтаксисом (например, Java, C#, PHP и другие) часто заимствуют операторы Cи/C++ с сохранением не только поведения, но также приоритета и ассоциативности.
Таблицы
В таблицах используются следующие обозначения:
- «a», «b» и «c»: имена объектов или значения (литералы, значения переменных, возвращаемые значения, lvalue);
- «Перегружаемый»: возможность перегрузки оператора в языке C++;
- «Реализован в Си»: существование оператора в языке Си;
- «R», «T», «S»: имена типов;
- «Пример»: пример объявления перегруженного оператора;
- «Член типа T»: определение оператора в виде метода структуры или класса (внутри структуры или класса); пример:
- «Определение вне класса»: определение оператора в виде функции; пример:
- «Н/Д»: недоступно.
Арифметические операторы
Операторы сравнения
Логические операторы
Побитовые операторы
Составное присваивание
Операторы работы с указателями и членами класса
Другие операторы
Примечания:
Приоритеты операторов
В данной таблице указаны приоритеты операторов и их ассоциативность. Операторы, указанные в таблице выше (раньше), имеют более высокий приоритет (приоритет вычисления). При рассмотрении выражения, операторы, имеющие более высокий приоритет, будут вычислены раньше операторов с низким приоритетом. Если несколько операторов указаны в одной ячейке, то они имеют одинаковый приоритет и вычисляются в последовательности, задаваемой ассоциативностью. Приоритеты операторов не изменяются при их перегрузке.
Этой таблицы приоритетов в большинстве случаев бывает достаточно, за исключением следующих случаев. Тернарный оператор «?:» может содержать в среднем выражении оператор «запятая» или присваивание, но код «a ? b, c : d» компилятор воспринимает как «a ? (b, c) : d», а не как бессмысленное выражение «(a ? b), (c : d)». Таким образом выражение между ? и : воспринимается, как если бы оно было в скобках.
Описание
Компилятор использует таблицу приоритетов для определения порядка вычисления операторов.
- Например, ++x*3 был бы двусмысленным без каких-либо правил приоритетов. По таблице можно сказать, что x сначала связывается с оператором ++, и только затем с оператором *, поэтому независимо от действия оператора ++, это действие только над x (а не над x*3). Таким образом, выражение эквивалентно (++x, x*3).
- Аналогично с кодом 3*x++, где таблица утверждает, что инкремент применяется только к x а не к 3*x. Функционально это выражение эквивалентно (tmp=x, x++, tmp=3*tmp, tmp), если выразить временную переменную как tmp.
Связывание операторов в стандартах Си и C++ определено через грамматику языка, а не через таблицу. Это может создать конфликт. Например, в языке Си синтаксис условного оператора таков:
logical-OR-expression ? expression : conditional-expressionА в языке C++:
logical-OR-expression ? expression : assignment-expressionИз-за этого выражение:
e = a < d ? a++ : a = dбудет воспринято по-разному в этих двух языках. В Си выражение синтаксически некорректно, так как результат условного оператора не может служить lvalue (то есть, левой частью оператора присваивания).
В C++, выражение будет разобрано как корректное:
e = (a < d ? a++ : (a = d))Приоритеты побитовых логических операторов несколько неинтуитивны. Концептуально & и | являются такими же арифметическими операторами как * и + соответственно.
Выражение a & b == 7 синтаксически воспринимается как a & (b == 7), но выражение a + b == 7 эквивалентно (a + b) == 7. Из-за этого часто требуется пользоваться скобками для явного задания порядка вычислений.
Синонимы операторов в C++
В стандарте C++ определены диграфы для некоторых операторов:
Диграфы могут использоваться точно так же как и операторы, являются синонимами операторов. Например, диграф «bitand» может использоваться для замены операторов «побитовое И» и «получение адреса» или в определении ссылочных типов. Так, код «int bitand ref = n;» эквивалентен коду «int & ref = n;».
Стандарт ANSI/ISO C определяет перечисленные диграфы в виде констант #define (см. препроцессор). Константы определены в заголовочном файле «iso646.h». Для совместимости с Си стандарт C++ определяет фиктивный заголовочный файл «ciso646».