Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




18.04.2021


18.04.2021


18.04.2021


18.04.2021


18.04.2021





Яндекс.Метрика

Континентальный флот

19.06.2021

Континентальный флот (англ. Continental Navy) — регулярный флот, санкционированный Континентальным Конгрессом в ходе Американской революции и подчинявшийся ему. Официальный предшественник современного Военно-морского флота США (англ. United States Navy).

Зарождение

Своими корнями Континентальный флот уходит в традицию мореплавания и приватирства, существовавшую в колониях с момента основания. Его тактика, за исключением действий коммодора Джонса, мало отличалась от набеговой тактики приватиров. Однако с заявкой на независимость Конгрессу понадобились атрибуты самостоятельного государства, в том числе регулярный флот. Ещё до начала целевого строительства в американскую службу были официально наняты уже существовавшие корабли.

Конгресс рассматривал создание морских сил как минимум с августа 1775 года. Первые практические шаги были предприняты в октябре, когда закупили два брига, в основном для перехвата британских транспортов, а затем вторую пару кораблей покрупнее. Это были Cabot и Andrew Doria (16 × 6-фунтовых пушек каждый) и Alfred и Columbus (20 и 18 × 9-фн соответственно, плюс 10 × 6-фн). К исходу года были составлены руководящие документы нового флота, а также основан корпус Континентальной морской пехоты.

Американский фрегат, предположительно South Carolina

Кардинальным шагом стала программа постройки небольших фрегатов — пяти 32-пушечных, пяти 28-пушечных и трёх 24-пушечных, после долгих споров окончательно одобренная 13 декабря 1775 года, и предусматривавшая ввод в строй к марту следующего года. Замах был явно не по силам — в прошлую войну британцы построили несколько фрегатов из сосны и ели в подобном темпе, но они опирались на огромный опыт и хорошо отработанную организацию, и все равно корабли из сырого дерева проходили очень недолго. Американская программа не была доведена до конца. Ни один фрегат не был готов к марту но, преодолевая удивительную для Новой Англии нехватку квалификации, материалов и — более всего — пушек, строители закончили и в течение 1776 года подготовили несколько из них в море.

Пожалуй, всего замечательнее они были с точки зрения корабельной архитектуры. Очень немногие до этого достигали стандартных размеров фрегата, так что в колониях не было прямого опыта постройки таких масштабов. И однако и противник высоко отзывался об их боевых качествах. 32-пушечный Providence, взятый в 1780 году, сочли слишком «полным и тяжелым» для боевого корабля, но другие, например Raleigh (36), охотно брали в британскую службу. В целом эти ранние фрегаты были несколько больше своих британских собратьев, но несколько уступали самым крупным французским, а форма корпуса следовала британским образцам. Главная батарея, даже для меньших из них, обычно состояла из 12-фн пушек, хотя нехватки иной раз заставляли делать довольно-таки смешанное вооружение.

Были и более амбициозные планы, и даже был построен двухдечный линейный корабль America. Но вооружить его не было ни денег, ни времени. Он был передан в дар Франции как Amerique.

Из 13 кораблей, одобренных Вторым Континентальным конгрессом, только 2 когда-либо действовали в море. 4 были уничтожены самими американцами, чтобы избежать британского плена. Остальные были захвачены Королевским флотом, в море или в порту. К сожалению для новой республики, выяснилось, что построить хорошие корабли легче, чем создать эффективный флот. Недостаток подготовки и боевого духа сказался на судьбах Континентального флота решающим образом.

Боевые действия

Hancock и Boston против HMS Fox, 7 июня 1777

Первой в истории операцией Континентального флота (и Континентальной морской пехоты) считается десант в Нассау 3 марта 1776 года для захвата складов пороха и снарядов. Она предшествовала Декларации независимости, но вписана в историю, так как произошла по первому приказу Конгресса, отданному новому флоту. Высадка прошла успешно, но предупреждённый губернатор сумел за ночь вывезти большую часть пороха.

В американских водах флот в основном перехватывал суда, доставлявшие снабжение британским колониальным силам. Эти набеги мало отличались от приватирства, да и шли параллельно. Если флот оказывался в большинстве, то охотился за небольшими британскими крейсерами, как HMS Fox.

Но гораздо проще оказалось действовать из нейтральных (на бумаге) портов Голландии и Франции (пока те не вступили в войну). Они позволяли не прорывать блокаду при каждом выходе, и наносить удары по судоходству Британии в её же водах, где охранения вначале не было.

Здесь и отличился Джон Пол Джонс. Прозвище «отец американского флота» ему дали не за количество взятых призов, и не за крупные победы, а за поведение, резко отличавшее его от остальных. Он ревниво оберегал свой образ профессионального офицера, который «не гонится за наживой, а ищет чести». Где только мог, он не гонялся за «купцами», а вступал в бой с кораблями Его Величества, а в обращении с противником изо всех сил соответствовал офицерскому кодексу. При этом он обладал военным талантом, ярым честолюбием и умением командовать. В результате самые знаменитые его победы имели пропагандистское значение даже больше, чем военное.

Тем не менее, доля Континентального флота в борьбе с британцами, если судить по числу учтенных призов, была всего 13 %. Остальные взяты приватирами. Действия в манере регулярного флота, хоть и выглядели красиво в газетах, для маленького и слабого флота оказались самоубийственны.

Корабельный состав, 1775−1785

Роспуск

К 1778 году Континентальный флот был практически уничтожен. Силами британских блокадных эскадр, в сочетании с малыми крейсерами, небольшие американские корабли были переловлены, и добрая половина призов пополнила Королевский флот. Другие были сожжены командами, чтобы избежать плена. После них продолжали борьбу уже приватиры, плюс французский и испанский флота интервенции.

Формально же, флот был распущен в 1785 году, когда война закончилась и официально признанная молодая республика заключила мир со всеми странами. Немногие оставшиеся корабли были проданы с аукциона — новое правительство остро нуждалось в деньгах. Актом Конгресса 1794 года было одобрено строительство нового, Военно-морского флота Соединённых Штатов. Его корабли уже имели полное право на приставку USS перед названием.