Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




18.04.2021


18.04.2021


18.04.2021


18.04.2021


18.04.2021





Яндекс.Метрика

Зандакой

25.05.2021

Зандакой (чеч. Зандакъой, Зандхой) — один из многочисленных чеченских тайпов, исторический-относящийся к территориальному обществу нохчмахкахой, часть представителей тайпа проживающих в Дагестане считаются овхой (ауховцами). Население этногенетического центра чеченского народа на юго-востоке Чечни и вдоль Терека. Духовным центром тайпа считается аул Зандак. У тайпа имеется своя гора «Зандакъойн лам».

Представители тайпа в основном проживают в Грозненском, Гудермесском, Надтеречном, Урус-Мартановском, Шелковском и др. районах Чечни. А также исторически проживают в Дагестане. Представители тайпа есть в гаплогруппах J1 и J2.

География

Родовой аул Зандак граничит с запада с Бильты, а с остальных сторон с Дагестаном, расположен на правой стороне реки Ярык-Су. В Зандакъа входили и входят села: Байтарки, Беза ин, Гильна, Даттах, Симсир, Татай-котар, Чеччал юх, Шамалкх ин.

Топонимы связанные с тайпом

  • В ХӀХ веке на правой стороне реки Гумс находился аул Зандак.
  • В ХӀХ веке между реками Гехи и Валерик находился аул Зандак, жители которого переселились к российским укреплениям или перешли на местожительство к Черным горам.
  • Гаптий-Отар (ГӀаптий-Отар) (пос.Мичурина Хасавюртовского района) основан Гаптием (ГӀаптий) выходцем из тайпа Зандакой.
  • Северный склон Терского хребта в Гвардейском называется Зандакойн басе (Зандакойцев склон) .
  • В селе Новокули (ГӀачалкха) имеется Зандакойн куп (Зандакойцев квартал) .
  • Занк-кажа (Занкъ-кӀажа) «Занов (хребта) пятка (конец)», «подошва» - на западной окраине Зандака.
  • Зандак го нек (Зандакъ гӀо некъ) «В Зандак ведущая дорога» - проходит по западной стороне, выходит на запад из села Чапаевка (Кешана), пастбище.
  • Зандакан ирзу (Зандакъан ирзу) «Зандака поляна». Урочище на северо-западе Харсеноя.
  • Вместе с тайпами Боной, Зогой, Пхарчхой, Цонтарой Зандакой являются основателями села Ахар (Боони-Юрт).

Расселение

Проживают в плоскостных населенных пунктах: Аргун, Бердыкель, Бамматюрт, Бачи-Юрт, Верхний Наур, Гвардейское, Гребенская, Гудермес, Дубовская, Зебир-Юрт, Знаменское, Иласхан-Юрт, Кень-Юрт, Братское, Энгель-Юрт, Чанкаюрт, Чечен-Аул

Этимология

Чеченский исследователь-краевед, педагог и народный поэт А. С. Сулейманов, приводить несколько народных эпистемологии названия, по которым, названия тайпа зандакъой и родового села сложились из слов «сан дакъа». «...Два брата пришли сюда на охоту. Нашли много диких животных. Много взяли трофеев. Старший брат сказал: «Сан дакъа хьур ду кхузара дӏа, со дийна дӏа ца воьдуш. Со кхуззахь ваха соцур ву!» Т. е.: «Мой труп раньше унесут отсюда, чем я живым уйду. Я здесь останусь жить!» Также он приводить еще два варианта, однако отмечает, что преданий о возникновении названия Зандакъа несколько, и все противоречивы и неубедительны. 1. Занхой + дукъ = занов хребет. 2. Сандаха или зандаха -перс. отборные (воины), испытанные (воины). Есть еще другие варианты: Грузинский историк Г.З.Анчабадзе в своем труде «Вайнахи» говорит, что на Северном Кавказе самым ранним государственным образованием, сложившимся на местной этнической почве (по-видимому, адыгской), считается Синдика (V-ӀV вв. до н.э.), хотя, возможно, это было лишь племенное объединение с зачатками государственности. Возможно Зандакъой остатки этого племенного объединения. Чеченский ученый-лингвист Вагапов А.Д. и Ахмадов Р.П. считают, что этимология Зандакъа, скорее всего, связано с тюркским «сандыкъ // сандукъ» - «ящик, сундук, межгорная котловина». Названия такого типа, по словам доктора географических наук Э.М. Мурзаева, довольно часты в географической номенклатуре, ср. казах. «сандык-тау, сандык-тас» - «отдельная массивная гора со сглаженным плоским верхом, без выступающих вершин». Одна из гор Кузнецкого Алатау по своему внешнему виду получила название Сундук. В Киргизии есть гора Сандык «сундук», а в Эвенкии три горы с названием Авса из эвенкийского авса «сундук, ящик». Из того же ряда, предполагают Вагапов А.Д. и Ахмадов Р.П., и чеченские топонимы Ичкерии Зандакъ-лам и Зандакъ-аре, в которых анлаутный свистящий «с» изменился в звонкий согласный «з».

История

В ходе Кавказской войны тейп последовательно поддерживал Кавказский Имамат Шамиля, представители тейпа участвовали во многих походах и боевых действиях на стороне Имамата. Среди представителей тейпа в этот период выделялся Гази-Хаджи, великий суфий (святой), выступивший духовным пастырем чеченцев. Его роль в обретении и становлении ислама среди чеченцев аналогична роли Сергия Радонежского среди русских.

В феврале 1944 года после депортации чеченцев и ингушей и ликвидации Чечено-Ингушской АССР селение Зандак было переименовано в Дагбаш и заселёно выходцами из соседнего Дагестана. После восстановления Чечено-Ингушской АССР населённому пункту вернули прежнее название Зандак и дагестанцы были переселены обратно в Дагестан.

В конце декабря 2003 года село серьёзно пострадало от оползня, который разрушил более 50 домов.

Состав

Зандакъой, разделяются на следующие некъе: Аьрзин некъе (или Хагӏашан некъе), Бе-некъе(или бацойн-некъе) , Гӏадалан некъе, Гӏовтакъин некъе, ГӀурмин некъе (J1, J2), Даки-некъе (J1), ЗагӀш некъе (J2), КӀорнийн некъе, КӀохцала некъе, Лен некъе, Ментиган некъе.

Известные представители тайпа

  • Фахрудин-Абдулхади Абдулкадыр Дагестани — доктор технических наук, профессор, академик Иордании.
  • Алдамов, Алибек-Хаджи (1850 — 9 марта 1878) — предводитель восстания 1877 года в Чечне и Дагестане.
  • Гази-Хаджи Зандакский (Беза Хаджи) — видный религиозный и политический деятель Северного Кавказа. Авлия – Накшбандия. Мюрид и один из преемников Мухаммада Ярагского. Во время хаджа в святые места Гази-Хаджи не стало. Символическая могила в селе Симсир Ножай-Юртовского района.
  • Усман Осмаев — руководитель сельскохозяственных предприятий, руководитель контрольной палаты при Правительстве Чечечнской Республики, министр сельского хозяйства ЧР, член обкома КПСС, ВЛКСМ, депутат сельского и районного совета, Кавалер Ордена Ленина, Трудового Красного знамени.
  • Мусан Юсупович Абдул-Муслимов — МСМК по вольной борьбе, является представителем тейпа Зандакой
  • Мовла Камилович Осмаев — бывший министр культуры Чеченской Республики, кандидат экономических наук, почетный гражданин ЧР. Родился 15 августа 1955 года. В 1980 году окончил факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1986 году — экономический факультет Горского сельскохозяйственного института. В 2003 году окончил аспирантуру Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Кандидат экономических наук. Награжден орденом Дружбы, имеет другие многочисленные награды. В настоящее время он возглавляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чеченской Республике.
  • Хесамак-Мулла — родился в 1833 году в селе Зандак. Родственник Гази-Хаджи. Авлия – Накшбандия. Мюрид Умалт-Хьаджи, он же посвятил его в шейхи в 1873 году с правом передачи. После многочисленных переездов он остановился в Чулик-Юрте, где построил мечеть. В 1882 году Хесамак-муллы не стало. Похоронен в Знаменском. Там же проживают его потомки и имеется улица названная его именем
  • Абдул-Вахаб Хаджи (Ӏапи) – родился в 1859 году в селе Терское, умер в 1902 году, авлия (Накшбандия), уроженец Старого Юрта. Абдул-Вахаб приходится двоюродным братом Докку-шейху. Обучался у Усман-Хаджи из селения Лаха-Невре, после чего взял себе в устазы Умалт-шейха (Мате) из Аллероя. В 1881 году совершил хадж, после чего был посвящен в шейхи.
  • Абдул-Решед (Решед) — из Бено-Юрта родился в семье зандаковца Тарама. Авлия - Накшбандия. Прошел учебу у Махмад-муллы Шаамаева. Устазом у него был Абу Салам. Переселившись в Алхан-Юрт выбирается кадием. Из жизни ушел рано - в 35 лет. Похоронен рядом со своим устазом в селе Алхан-Юрт.