Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




18.04.2021


18.04.2021


18.04.2021


18.04.2021


18.04.2021





Яндекс.Метрика

Калининская железная дорога

18.05.2021

Калининская железная дорога — железная дорога, существовавшая в СССР в 1936—1961 годах.

Железная дорога была сформирована 1 июля 1936 года при разделении Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги на Западную и Калининскую. В 1943 году к дороге присоединён участок Поварово — Манихино-1 — Кубинка. Протяжённость дороги на 1952 год составляла 2064 км. 15 мая 1953 года объединена с Западной железной дорогой, 14 июля 1959 года — с Московско-Киевской железной дорогой. Управление дороги находилось до 1953 года во Ржеве (Ленинградское шоссе, д. 27), а затем в Смоленске.

Ликвидирована 9 мая 1961 года на основании Постановления Совета Министров СССР № 406 от 6 мая 1961 года и приказа МПС СССР № 95Ц от 9 мая 1961 года: Ржевское и Великолукское отделения включены в состав Октябрьской ж/д, а Смоленское, Вяземское, Калужское и Брянское — в состав Московской.

Характеристика

Важнейшее звено транспортных магистралей, связывающих северо-запад страны (Ленинград, Карело-Финскую ССР, Калининскую обл.) с Украиной и Белоруссией и Латвийскую ССР (Ригу, Лиепая, Вентспилс) с центром, Севером, Уралом, Сибирью и Поволжьем. Участки Дно — Новосокольники — Невель и Сычёвка — Ржев — Торжок — Лихославль составляют части направлений, ведущих из Донбасса (через Льгов — Брянск — Вязьму — Ржев и Брянск — Смоленск — Витебск) в Ленинград и были до войны главными маршрутами перевозки донецкого топлива на северо-запад. Через Оршу на дновское направление поступает поток кавказской нефти, переваливаемой на железной дороге через Одесский порт. В обратных направлениях этих линий крупнейшим грузом является лес для южных районов. Линия Москва — Ржев — Великие Луки — Себеж является главным направлением, связывающим центральные и поволжские районы с Латвийской ССР. Линия Бежецк — Бологое — Дно ведёт из Прибалтики в районы Верхней Волги, Урала и Сибири. С вхождением Латвии в состав Союза ССР эти линии приобрели значение важных транзитных магистралей. Соединяющая названные магистрали линия Бологое — Соблаго — Великие Луки — Невель является частью направления, идущего с Урала и Верхней Волги через Полоцк — Молодечно — Белосток на Варшаву.

Калининская железная дорога проходила до 1953 года в основном в пределах Калининской обл. и частично Новгородской и Московской областей. В районе дороги значительные лесные массивы, на базе которых развита промышленность переработки древесины. Сельское хозяйство района специализируется на льне, молочном животноводстве, овощах и картофеле. В ряде пунктов развита промышленность обработки льноволокна, значительна заготовка и обработка строительных материалов минерального происхождения. В перевозочной работе дороги до Отечественной войны преобладал транзит. Преобладающие грузы в погрузке: лес, дрова, минеральные строительные материалы.

Район дороги был местом длительных боев с немецко-фашистскими захватчиками. Многие пункты Калининской ж. д. связаны с историей обороны Москвы. Ст. Дубосеково, в районе которой был совершён подвиг 28 гвардейцами-панфиловцами, вошла наряду со многими другими в историю Отечественной войны, как место одного из ярчайших проявлений героизма и патриотизма советского народа. Большая часть дороги, будучи в зоне, временно оккупированной врагом, подверглась значительным разрушениям.

Границы

Калининская железная дорога граничила:

  • С Ярославской железной дорогой: по станции Бежецк исключительно;
  • С Латвийской железной дорогой: по станции Зилупе исключительно;
  • С Западной железной дорогой: по станциям Невель I, Невель II, Сычевка, Идрица включительно;
  • С Ленинградской железной дорогой: по станциям Идрица, Старая Русса включительно;
  • С Октябрьской железной дорогой: по станции Бологое I исключительно.

Отделения

На 1 января 1953 года в состав Калининской железной дороги входили 4 отделения:

  • НОД-1 Московское (ст. Москва-Рижская)
  • НОД-2 Ржевское (ст. Ржев-Балтийский)
  • НОД-3 Великолукское (ст. Великие Луки)
  • НОД-4 Медведевское (ст. Медведево)

В 1947 — 1951 годах существовало ещё и Новосокольническое отделение (НОД-5; ст. Новосокольники).

После объединения с Западной железной дорогой количество отделений выросло до 9:

  • НОД-1 Московско-Смоленское (ст. Москва-Смоленская)
  • НОД-2 Вяземское (ст. Вязьма)
  • НОД-3 Смоленское (ст. Смоленск)
  • НОД-4 Оршинское (ст. Орша)
  • НОД-5 Витебское (ст. Витебск)
  • НОД-6 Московско-Рижское (ст. Москва-Рижская)
  • НОД-7 Ржевское (ст. Ржев-Балтийский)
  • НОД-8 Великолукское (ст. Великие Луки)
  • НОД-9 Медведевское (ст. Медведево)