Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Колористический паспорт

Колористический паспорт — документ, подтверждающий, что наружный цвет фасадов здания утверждён в соответствии с действующими в городах Российской Федерации нормативными документами. Первые требования к окраске зданий устанавливались императорскими указами и были связаны с началом строительства Санкт-Петербурга в начале XVIII века и восстановлением Москвы после пожара 1812 года.

В современной России обязательность порядка соответствия окраски здания утверждённому архитектурному решению определяется на региональном уровне. Впервые такой порядок был внедрён в градостроительную практику в Москве с 1992 года. С 1997 года началась разработка колористических паспортов в цифровом виде. Опыт оформления разрешительной колористической документации распространяется и по другим регионам страны.

Введение колористических норм

В Европе

Начиная с античных времён цвет в архитектуре был одним из средств формирования внешнего пространства городской среды. В XVII—XVIII веках были сформулированы первые европейские правила её цветовой организации. Основным мотивом этих правил стала тенденция к ограничению палитры доминирующих цветов, обеспечивающей одновременно разнообразие колористических решений и гармонию с окружающей сложившейся застройкой и свойственным времени художественным вкусом.

Для изменения исторического цвета домов Бурано (Италия)
требуется специальное разрешение

Особую роль колористическое нормирование приобрело в связи со сложившимся в середине XIX века в Европе критическим отношением к произволу в ремонте и восстановлении архитектурных памятников, в том числе с использованием материалов, свойства которых отличались от первоначальных. Концепция реставрации, зафиксированная принятой в 1964 году международным конгрессом архитекторов и специалистов по историческому наследию Венецианской хартией, включала в число критериев общественной ценности памятников архитектуры его аутентичность, относящуюся, в том числе, и к их окраске. Исходные данные для создания колористической части проекта реставрации могут быть получены по итогам исследования («зондирования», «санации») следов первоначального или более раннего цвета деталей сооружения, связанного с его художественным замыслом.

В начале XIX века разрабатывался цветовой план Турина, попытка восстановить который была предпринята в 1980-х годах итальянскими архитекторами-реставраторами. Их опыт восстановления исторической окраски более 2000 зданий «продемонстрировал эффективность системы, основанной на точном соблюдении проектной документации, не оставляющей места для произвольных решений».

В современной зарубежной практике нормы градостроительного регулирования применяются не только при реставрации исторических сооружений, но и в ходе работ по другим зданиям в соответствие с зональными руководствами по фасадам, которые содержит их возможные цветовые и декоративно-оформительские решения. Соответствие разработанных чертежей фасадов установленным нормам, оформленное в том числе в виде самостоятельного документа (паспорта), служит основанием для получения разрешения на строительство и эксплуатацию зданий.

В России

В Российской империи до 1832 года нормирование художественного облика городов определялось именными императорскими указами и резолюциями на донесениях и докладах на высочайшее имя, а также распоряжениями Сената и правительства. Пётр I считал, что в застройке новой столицы должны были использоваться только красный и белый цвета.

Но уже при строительстве Большого Петергофского дворца, чтобы обеспечить его гармонию с зеленью дворцового парка и белизной фонтанов, Елизавета Петровна велела красить стены в зелёный и белый цвета.

В 1809—1817 годах для окраски фасадов построек в Санкт-Петербурге были утверждены, а потом и распространены на другие города России единые правила, предписывающие «не пестрить домы краскою», а красить дома лишь определёнными цветами. В соответствие с императорским указом от 13 декабря 1817 года, утвердившим перечень 8 «дозволенных» цветов, Министерству полиции было поручено разослать по губерниям «дощечки, сими красками выкрашенные, для показания настоящих цветов».

Инструментом регламентации растущего архитектурно-строительного дела стал Строительный устав 1832 года. Кроме устава, нормативную базу формирования внешнего облика городов составляли активно разрабатываемые, собранные в альбомы и рассылаемые по губерниям «образцовые» чертежи видов казённых и частных зданий, которые «служили руководством не только при постройке новых, но и при переделке старых зданий, где удобность позволит».

В 1843—1844 годах в колористические нормы в целях постройки «домов вида неединообразного» стали более либеральными — именным указом императора Николая I было дозволено «расписывать обывательские дома снаружи разноцветными красками», отметив их на рисунках фасадов, «к утверждению представляемых».

В Высочайше утверждённом 17 апреля 1869 года «Урочном положении для строительных работ» (1843 и 1887) были приведены списки красок для малярных работ на наружных стенах. Устанавливались также цвета фасадов и крыш зданий.

Из «Урочного положения для строительных работ» — СПб.: Типография правительствующего сената, 1887. — 354 с.

В Москве

В Москве первые попытки регулирования и закрепления норм строительства и каменных домов были осуществлены в конце XVII — начале XVIII веков. Указы государя Федора Алексеевича положили начало истории документирования отечественной городской колористики.

Особенностью патриархального московского городского пейзажа в отличие от тяготеющего к доминирующим линейным ансамблям архитектурного пейзажа Петербурга был усадебный характер застройки. Барские особняки, зачастую отодвинутые от уличной «красной линии» и окружённые разного рода службами и палисадниками, разрывали его непрерывность — «каждый дом был отдельной архитектурной, бытовой и владельческой единицей». Для восстановлении разрушенной при французском нашествии Москвы некоторые правила колористики зданий были определены утверждённой Александром I в 1813 году Комиссией о строении, в состав которой вошёл архитектор О. И. Бове, заведовавший «фасаднической частью». Комиссии предписывалось следить за унификацией постройки частных и казённых зданий в соответствии «выданным планам и фасадам» и надзор «за добротою материалов к построению нужных».

В 1816 году императору не понравились свежевыкрашенные постройки, и он повелел, «чтобы впредь дома и заборы крашены были нежнее и лучшими красками, для чего и назначены колера: „дикой“, „бланжевый“, „палевый“ и „с прозеленью“, а каменные могут быть и выбеленные», и обязал брать с владельцев подписки, «чтобы они по обштукатурке оных красили дома свои не иначе, как светлыми красками, как то: светло-жёлтою или бледно-зеленою, светло-серою и белою». Записи в журналах комиссии свидетельствовали, что она не только извещала жителей о вводимых строительных нормах, в том числе связанных с городской колористикой, но и строго следила за их надлежащим исполнением.

По утверждённому 20 марта 1862 года «Положению об общественном управлении Москвы» регулирование застройкой и планировкой города из ведения правительства передано Московской городской думе. Ответственность за архитектурно-строительные работы и регулярное подновление наружных стен сооружений Кремля с 1886 года была возложена на Московское дворцовое управление, сформированное на базе существовавшей ранее Экспедиции кремлёвского строения. 6 ноября 1902 года художник В. М. Васнецов писал чиновнику этого управления С. П. Бартеневу — инициатору разработки нового проекта раскраски Большого Кремлёвского дворца о необходимости предварительной поэтапной зачистки («санации») фасадов здания, чтобы уяснить «мотивы для проекта окраски».

Порядок составления на каждое здание специального документа сохранялся до 1917 года. В 1929 году Моссовет не утвердил представленный трестом «Малярстрой» (художник Л. М. Антокольский) «Проект плановой окраски Москвы». Разработчики проекта предлагали красить здания «стойкими красителями» и запретить cамочинную перекраску их фасадов.

Пример зарегистрированного в 1992 году колористического решения фасада (Москва, Щусева, 24).
Образцы цветов вклеены вручную

Документирование колористического решения

Основным назначением паспорта является фиксация цветов фасадов, архитектурных деталей, цоколей, оконных переплётов, дверей, кровли, ограждений и др. В условиях, когда к строительным и реконструкционным работам подключается большое число фирм, инструментов внедрения научно-обоснованной цветовой концепции в практику градостроительства является закреплённое в паспорте колористическое решение. Решение по фасадам формируется с учётом функционального назначения объекта, его местоположения, стилистики и колористики окружающей застройки, требований сбережения исторической традиции. Такой подход был положен в основу принятых московским правительством нормативных градостроительных документов.

Практика создания и применения колористических паспортов возродилась в России во второй половине 1990-х. Инициаторами их возобновления стали главный художник Москвы Андрей Владимирович Ефимов, руководитель программы работ по формированию колористической среды районов города и начальник отдела окраски и отделки фасадов зданий Управления городского дизайна Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектуры) Лариса Владимировна Жук, выпускница Московского архитектурного института (МАРХИ).

Л. В. Жук была автором колористических решений большого количества фасадов зданий города — Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко на Б. Дмитровке, Театра М. Розовского у Никитских ворот, комплекса зданий на Б. Якиманке, Б. Молчановке, Б. Ордынке и др. При реализации программы подготовке к 850-летию Москвы в 1994—1995 годах Лариса Жук руководила разработками колористики фасадов всех зданий Бульварного кольца.

Закон города Москвы от 1 июля 1996 года № 22 «О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы» определил обязательный характер колористического паспорта Москомархитектуры при окраске фасадов зданий.

Значимость организации системного подхода к реализации программ по колористике районов Москвы была подтверждена Постановлением Правительства Москвы от 26.11.1996 N 940 «О комплексном благоустройстве Москвы: колористика, архитектурное освещение, ландшафтная архитектура».

Созданная в эти годы специально для Москвы с учётом исторической архитектурной традиции и современных технологий работ цветовая палитра была утверждена приказом председателя Москомархитектуры, главного архитектора Москвы А. В. Кузьмина N 98 от 07.09.2000 о внесении изменений в приказ МКА от 29.06.2000 N 76 «О порядке разработки документации по колористическому решению фасадов объектов в Москве».

С 2010 года в МАРХИ было открыто новое направление подготовки «Дизайн архитектурной среды» c самостоятельной дисциплиной — архитектурная колористика.

С целью оптимизации системы цветового оформления городских кварталов Москомархитектурой в 2018 году предложен альбом типовых колористических решений фасадов зданий, строений и сооружений, возводимых в Москве по серийным проектам.

Компьютеризация паспортов

Проект колористического паспорта и макет цветового решения фасада

В рамках совместных работ Москомархитектуры, Института электронных управляющих машин (ИНЭУМ) и дизайн-студии ВИГРАФ был создан прототип автоматизированной системы информационного обеспечения колористической концепции и разработаны формы бланков колористических паспортов, использовавших все возможности компьютерной графики и организации баз данных.

С 1997 по 2012 годы архитектурно-колористические решения на основании заявок в ГУП «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» готовились в мастерской архитектурной колористики (Центр Цвета города) Моспроекта-3.

В 1996 году по инициативе А. В. Ефимова на базе мастерской архитектурной колористики № 10 ГУП «Моспроект-3» для решения проблем колористики городской среды был создан Центр цвета города. Основным направлением деятельности Центра цвета города стали разработка архитектурных разделов паспортов «Колористическое решение, материалы и технология проведения работ», а также изготовление архитектурных проектов реконструкции фасадов зданий. С 2008 года до начала 2013 года Центр цвета города был одной из головных организаций по реализации городской целевой программы комплексного капитального ремонта в части колористики фасадов реконструируемых жилых домов. Масштабными работами Центра цвета города в 2008—2013 годах стали комплексное колористическое решение застройки Садового и Бульварного колец города, концепции колористического решения многих исторических улиц и площадей, а также не одна тысяча локальных проектов колористических решений зданий и сооружений.

Технологический раздел колористических паспортов разрабатывался специалистами-технологами Центра «Энлаком» — экспертно-научной организации в области технологии устройства, проектирования и обследования фасадов.

В целях совершенствования порядка формирования архитектурно-художественного облика города столичное правительство утвердило постановление о колористических решениях фасадов зданий, строений, сооружений в Москве, определившее порядок разработки типовых и индивидуальных колористических решений, в том числе фасадов объектов культурного наследия. В соответствие с приложением 3 постановления Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 114-ПП колористический паспорт должен содержать разделы:

  • общие сведения о здании;
  • градостроительные и функциональные характеристики здания и территориальной зоны;
  • архитектурно-художественные сведения о здании и текущем состоянии его отделки;
  • фотофиксация здания и окружающей застройки;
  • колористические решения фасадов;
  • технологические характеристики окраски и отделки здания.

Приведенное в постановлении N 114-ПП (редакция 2019 года) «Положение о паспорте» допускает разработку до трёх вариантов колористического решения фасадов с соответствующей маркировкой цвета в системах RAL, NCS, которая характеризуется изменением насыщенности цвета не более чем на 5 %.

Компьютеризация выбора и фиксации в паспорте колористических решений в рамках стандартизованных каталогов цветов открывает возможности применения технологий компьютерного колерования и автоматического дозирования для подбора требуемых оттенков на стадии заказа и производства красок.

Перечень актуальных колористический паспортов доступен на портале открытых данных Правительства Москвы

В других городах РФ

Московский опыт разработки концепций и оформления практических цветовых решений в городской застройке использован в различных регионах Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге цветовое решение фасадов зданий в соответствии с Административным регламентом, утверждённым распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительство Санкт-Петербурга от 3 мая 2017 года, определяется колерным бланком на основе исторической палитры цветов города.

Внедрение колористических паспортов вошло в градостроительную практику и в других городах РФ.

Комментарии

  • ↑ Первые типовые проекты использовались уже с начала строительства Санкт-Петербурга.
  • ↑ «Дикой» — голубо-серый, «бланжевый» — телесный, «палевый» — соломенный, «с прозеленью» — бледно-зелёный.
  • ↑ Руководитель Центра цвета города— доктор архитектуры Т. С. Семёнова
  • ↑ Руководитель Центра «Энлаком» — Т. А. Усатова, выпускница химфака МГУ им. Ломоносова