Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Бердников, Илья Степанович

Илья Степанович Бердников (13 июля 1839, Коса, Вятская губерния — 30 сентября 1915, Казань) — русский богослов, канонист.

Биография

Родился в селе Коса близ города Слободского Вятской губернии, в семье сельского причетника. Учился в Глазовском духовном училище с 1852 по 1854 год, затем поступил в Вятскую духовную семинарию, которую окончил в 1860 году. После окончания Вятской семинарии (Бердников был самым успешным учеником) он был зачислен в Казанскую духовную академию. Выдающиеся способности обнаружил Илья Бердников и во время обучения в академии. Он был полиглотом (знал греческий, французский, арабский, татарский, монгольский и калмыцкий языки), и во всех областях одарённым студентом, стал первым магистром своего курса. В 1864 году Бердников окончил академию и был оставлен бакалавром на кафедре литургики и каноники для подготовки к профессорскому званию. В 1869 году кафедра была разделена, и Бердников остался в академии профессором на кафедре каноники.

Илья Бердников активно сотрудничал с различными обществами, состоял членом совета и казначеем «Общества вспомоществования недостаточным студентам КазДА» с 1883 года, почётным членом «Московского общества любителей духовного просвещения» с 1892 года, работал в редакционной комиссии по изданию «Православного Собеседника» и «Известий по Казанской епархии» вместе с профессорами П. В. Знаменским и Н. Я. Беляевым в 1886—1889 годах. В 1871—1878 годах он читал каноническое право в Императорском Казанском университете.

В 1881 году вышел десятилетний труд Бердникова, докторская диссертация «Государственное положение религии в римско-византийской империи. Т.I. До Константина Великого». В этом историческом исследовании Бердников рассматривал отношения между церковью и государством в Византии с новой стороны. В 1888 году был издан «Краткий курс церковного права», которому не было аналогов в истории российского духовного образования.

Взаимодействию церкви и государства Бердников уделял большое внимание в своих исследованиях. Развивая идеи православной государственности, он видел особую опасность в индифферентизме к религии:

Человек не может двоиться в своем мировоззрении, в своих принципах, как предполагает, по-видимому, новое государство. Он не может оставаться долгое время на распутье двух разнородных цивилизаций. Он не может в одно и то же время верить в Бога, в Святое Евангелие и признавать святость законов государственных, противоречащих закону Божию. Человеку трудно учиться вере после того, как он пройдет школу, игнорирующую веру, или прямо враждебную ей. Ему тяжелее должны казаться требования религии после того, как гражданское общежитие освободило от них его и себя. Вообще, не может человек служить в одно и то же время двум господам с одинаковым усердием… не дай Бог, если возобладает в политической жизни народов демократическое направление… Справедливо замечают даже поклонники нового государства, что религиозная терпимость, проистекающая из безразличия к делу религии, находится в близком родстве с преследованием, что индифферентизм есть самая опасная форма враждебности к религии.

Бердников И. С. Новое государство в его отношении к религии. Казань, 1888. С.69.

Также, он выступал за переосмысление существующей синодальной системы, и модернизацию её в соответствии с древней канонической традицией.

Бердников принимал активное участие в церковной деятельности в 1905 году, являлся участником специального совещания, направленного на выработку мер по восстановлению порядка в духовных учебных заведениях. В 1906 году он участвовал в работе Предсоборного Присутствия, где проявилась его реформаторская позиция. В 1910—1911 годах сотрудничал с А. П. Лопухиным и Н. Н. Глубоковским, издававшим Православную богословскую энциклопедию.

Одним из результатов деятельности Ильи Бердникова стало то, что из под его руководства вышли многие талантливые и профессиональные канонисты. Среди них более тринадцати магистерских и несколько докторских диссертаций. Во многих высших учебных заведениях страны преподавали его ученики, так, в Казанском университете — профессор В. К. Соколов, в Томском — профессор П. А. Прокошев, в Харьковском — профессор Е. Н. Темниковский, в Московской духовной академии — профессор А. И. Алмазов, в Казанской — профессора П. Д. Лапин, и Ф. А. Курганов.

После своего ухода на пенсию в 1911 году Бердников передал значительную часть своей библиотеки в дар Казанской духовной академии. В 1914 году он содействовал Казанскому отделу «Комитета по оказанию помощи раненым воинам русским, черногорским и сербским и их семействам и семействам убитых воинов» под покровительством великой княгини Милицы Николаевны.

Илья Степанович Бердников имел широкое церковное и государственное признание. Он являлся заслуженным ординарным профессором Казанской академии, почетным членом Казанской, Петроградской, Московской и Киевской духовных академий, имел чин действительного статского советника. Дважды был удостоен Макариевской премии. Был награждён орденом Св. Станислава II степени, Св. Анны III степени и Св. Владимира III и IV степени, а также сербским орденом Св. Саввы Сербского III степени.

Умер 10 (23) сентября 1915 года от кровоизлияния в мозг, был захоронен на Куртином кладбище недалеко от академии.

Библиография

  • Церковные братства, в виду современных потребностей православной церкви и общества // Прав. Обзор.. — 1868. — № III.
  • О символических знаках и изображениях на христианских памятниках. («Православный Собеседник», II, 1869).
  • Государственное положение религии в римско-византийской империи. — Казань, 1881. — Т. I. — 566 с.
  • К вопросу о государственном положении религии. Казань, 1881.
  • Разбор сочинения профессора с.-петербургского университета прот. М. И. Горчакова: "О тайне супружества", составленный по поручению императорской академии наук в 1884 г. (Отчет о XXVI присуждении наград графа Уварова).
  • Церковное право, как особая самостоятельная правовая область и его отношение к общей системе права. Казань, 1885.
  • Церковное право. Литографированные лекции.. — Казань, 1886.
  • Форма заключения брака у европейских народов в её историческом развитии. Казань, 1887.
  • Заметка о том, как понимать осьмое правило первого вселенного собора // Прав. Србесед.. — 1888. — Т. III.
  • Краткий курс церковного права. — Казань, 1888.
  • Новое государство в его отношении к религии. Казань, 1888.
  • Ответ на анонимную рецензию на мою книгу: "Краткий курс церковного права", помещенную в Церковном Вестнике // Прав. Собесед.. — 1888. — Т. Х.
  • Дополнение к краткому курсу церковного права. — Казань, 1889.
  • Церковное право прав. церкви по воззрениям канониста-западника. По поводу рецензии г. Суворова на мою книгу: "Краткий курс церковного права" // Прав. Собес.. — 1889; 1890; 1891. — № I, II. VIII; II, V, VI; VII, IX.
  • Новые опыты курса православно-церковного права. («Записки Казанского университета», кн. VI, 1890).
  • Несколько слов по поводу рецензий на наследование проф. А. Ст. Павлова о 50-й главе Кормчей книги. — Москва, 1887.
  • О восприемничестве при крещении и о духовном родстве, как препятствии к браку. Казань, 1892.
  • Дополнительная заметка по вопросу о восприемничестве при крещении и о духовном родстве // Прав. Собесед.. — 1892. — Т. V.
  • Вторая дополнительная заметка по тому же вопросу // Прав. Собесед.. — 1892. — № IX.
  • Ответ профессору Павлову на его "Продолжающиеся недоумения в области церковного права" // Прав. Собесед.. — 1893. — Т. IX.
  • Библиографическая заметка о книге проф. Остроумова: "Введение в церковное право. Т. 1." // Учен. Зап. Каз. унив.. — 1893. — Т. XI - XII.
  • Отзыв об ученых трудах и. д. ординарного профессора императорского новороссийского университета по кафедре церковной истории Н. О. Красносельцева. — 1893.
  • Заметка о раскольническом браке. Казань, 1895.
  • Вторая заметка о раскольническом браке // Прав. Собесед.. — 1896. — Т. V, VI.
  • Отзыв о сочинение Н. Страхова: "Брак, рассматриваемый в своей природе и со стороны формы его заключения" // Учен. Зап. Каз. унив.. — 1896. — Т. V.
  • Архаическое направление в церковном праве. Критический разбор сочинения профессора киевской дух. академии П. Лашкарева: "Право церковное в его основах, видах и источниках" // Учен. Зап. Каз. Унив.. — 1896. — Т. VIII - IX.
  • Поправка к результатам полемики по вопросу о раскольническом браке, формулированным г. Заозерским // Прав. Собесед.. — 1897. — Т. I.
  • Критическая заметка о сочинении проф. Алмазова: "О тайной исповеди" // Учен. Зап. Каз. унив.. — 1897. — Т. I.
  • Каноническое право в русской церкви // Прав. Собесед.. — 1897. — Т. VII.
  • По поводу второго издания проф. Павловым "Номоканон при Требнике" // Учеб. Зап. Каз. унив.. — 1899. — Т. IV.
  • Рецензия на книгу Руновского: "Цепковно-гражданская законоположение относительно прав. духовенства в царствование Александра II" // Учен. Зап. Каз. унив.. — 1899. — Т. VII.
  • Рецензия на книгу Темниковского: "Государственное положение религии во Франции с конца прошлого столетия, в связи с общим учением об отношении нового государства к религии" // Учен. Зап. Каз. унив.. — 1899. — Т. VIII.
  • Рецензия на книгу Нарбекова: "Номоканон Фотия, с толкованиями Вальсамона. Казань, 1899" // Учен. Зап. Каз. унив.. — 1899. — Т. XI.
  • Рецензия на книгу Благовидова: "Обер-прокуроры св. Синода в XVIII и в первой половине XIX в. Казань, 1879" // Учен. Зап. Каз. унив.. — 1900. — Т. III.
  • Отзыв о сочинении проф. М. Красножена: "Иноверцы на Руси", т. I, Юрьев, 1900 // Учен. Зап. Каз. унив.. — 1901. — Т. VII - VIII.
  • Отзыв о книге В. Соколова: "Государственное положение религии в Германии по действующему праву", Казань, 1899 // Учен. Зап. Каз. Унив.. — 1902. — Т. I.
  • Основные начала церковного права православной церкви. Казань, 1902.
  • Краткий курс церковного права. Издание второе, существенно переработанное. — Казань, 1903.
  • К вопросу о реформе епархиального управления и суда. Казань, 1906.
  • Открытия в области церковного права, сделанные современным так называемым обновленческим движением. Казань, 1908.
  • Смысл XIII правила Лаодикийского собора. («Православный Собеседник», № 5, 6 и 9, 1908).
  • Об управлении духовных дел магометан.

Комментарии

  • ↑ Ныне — в Зуевском районе Кировской области.