Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Благородный жулик

«Благородный жулик» (The Gentle Grafter) — сборник рассказов О. Генри, впервые изданный в 1908 году издательством McClure в Нью-Йорке. Рассказы сборника объединены сквозным героем — Джеффом Питерсом (Jeff Peters), от имени которого ведётся повествование (точнее, новеллы построены как рассказ Джеффа автору). Второй сквозной герой цикла — Энди Таккер (Andy Tucker), друг и компаньон Питерса. Оба персонажа с переменным успехом зарабатывают на жизнь с помощью мелкого мошенничества, эксплуатируя человеческие жадность, глупость, страх и тщеславие, время от времени попадаясь на удочку своих более разворотливых собратьев по профессии. Жизненное кредо Джеффа Питерса:

Я принципиально никогда не брал у своего ближнего ни одного доллара, не дав ему чего-нибудь взамен — будь то медальон из фальшивого золота, или семена садовых цветов, или мазь от прострела, или биржевые бумаги, или порошок от блох, или хотя бы затрещина.

— «Совесть в искусстве»

Исключение составляют рассказы «Заложники Момуса» и «Стихший ветер», где нет ни Питерса, ни Таккера, но в последнем действует другой ученик М. Сильвера — Парле Ву Пикенс.

Джефф Питерс появляется также в рассказе «Купидон порционно» («Купидон a la carte») из сборника «Сердце Запада» (1907). Кроме того, одним из главных персонажей рассказа «Младенцы в джунглях» из сборника «Деловые люди» (1910) является Монтегю Силвер, наставник Джеффа Питерса в деле благородного жульничества.

Состав сборника

  • Трест, который лопнул (The Octopus Marooned). Питерсу и Таккеру на несколько дней удаётся монополизировать торговлю алкоголем в маленьком городке. Трест «Питерс, Таккер и Сатана» рассчитывал на солидный барыш, но помешало совершенно непредвиденное обстоятельство: в Энди Таккере не ко времени проснулась страсть к ораторскому искусству.
  • Джефф Питерс как персональный магнит (Jeff Peters as a Personal Magnet). Питерс и Таккер добывают некоторую сумму, разыграв перед мэром провинциального посёлка спектакль с арестом самозванного целителя.
  • Развлечения современной деревни (Modern Rural Sports). Никакие уловки не помогли Джеффу Питерсу облапошить просвещённого и осмотрительного фермера, а Энди Таккер добрался до его денег простым и незатейливым способом.
  • Кафедра филантроматематики (The Chair of Philanthromathematics). Питерс и Таккер в порыве человеколюбия открывают бесплатный университет имени себя — не забывая извлечь некоторую выгоду.
  • Рука, которая терзает весь мир (The Hand That Riles the World). Питерс и Таккер отправляются в «коридоры власти», чтобы выхлопотать должность шерифа для своего знакомого. Результат оказался таким, что благородные жулики предпочли с этим знакомым больше не встречаться.
  • Супружество как точная наука (The Exact Science of Matrimony). Брачное бюро Питерса и Таккера действовало без всякого обмана — налицо была и достойная невеста, и заявленное приданое. Единственная проблема возникла, когда невеста и впрямь решила выйти замуж. Но оказалось, что эту проблему заранее предусмотрел и решил Энди Таккер.
  • Летний маскарад (A Midsummer Masquerade). Питерс и Таккер, чтобы помочь старому знакомому выбраться из щекотливой ситуации, берутся на несколько дней перевоплотиться в знаменитостей — Роберта Пири и герцога Мальборо. На беду, они забывают договориться о распределении ролей.
  • Стриженый волк (Shearing the Wolf). Благородные жулики «наказывают долларом» жадного обывателя, который задумал поживиться за счёт бедного фальшивомонетчика.
  • Простаки с Бродвея (Innocents of Broadway). Мелкий нью-йоркский лавочник почти насильно вручил все свои наличные сбережения на временное хранение «двум открытым и честным парням с Запада», то есть Питерсу и Таккеру. Перед героями стоит сложнейшая этическая проблема: вернуть простаку деньги не поднимается рука, а просто сбежать с незаработанной добычей — значит нарушить кодекс чести благородного жулика.
  • Совесть в искусстве (Conscience in Art). Питтсбургский миллионер — коллекционер произведений искусства ищет пару к древнеегипетскому медальону из своей коллекции и готов заплатить немалые деньги. И заплатил — Питерсу и Таккеру, получив от них свой собственный медальон.
  • Кто выше? (The Man Higher Up). Встретились представители трёх почтенных профессий — вор, мошенник и биржевой махинатор — и решили выяснить, чей способ добывания хлеба насущного более достоин уважения. В соревновании Труда, Торговли и Капитала чистая победа — в денежном выражении — досталась Капиталу.
  • Стихший ветер (A Tempered Wind). Два мошенника, сколотив начальный капитал в глубинке, перебираются в Нью-Йорк, где под руководством местного коллеги основывают финансовую пирамиду. Затея развивалась по предопределённому сценарию, но финал, как всегда, оказался неожиданным: в махинаторах проснулась та самая профессиональная совесть, которая не позволяет отбирать у людей последние деньги.
  • Заложники Момуса (Hostages to Momus). Два злодея похитили магната из штата Джорджия, крупного землевладельца и хозяина железной дороги. На поверку оказалось, что выкуп, который он может предложить за свою персону, не оправдывает даже расходов на содержание жертвы. Похитителям приходится на ходу изобретать способ хотя бы «сохранить лицо».
  • Поросячья этика (The Ethics of Pig). Питерс взял в подручные деревенского простофилю-свинокрада, а тот не упустил случая одурачить своего благодетеля.
  • Переводы на русский язык

    Рассказы сборника известны в переводах К. И. Чуковского и М. И. Беккер.

    Русские издания

    • О. Генри. Избранные произведения в двух томах. — Т. 2. — М.: Худгиз, 1954.
    • О. Генри. Рассказы. — К.: Радянський письменник, 1968. (без рассказов: «Летний маскарад», «Простаки с Бродвея», «Стихший ветер» и «Заложники Момуса»)
    • О. Генри. Сочинения в трёх томах. — Т. 2. — М.: Правда, 1975.
    • О. Генри. Избранные произведения в трёх книгах. — Кн. 2: Благородный жулик. — М.: Голос; Глагол, 1993. — ISBN 5-900288-08-0; 5-900288-04-08.
    • О. Генри. Благородный жулик и другие. — М.: ММП, 1993.

    — ISBN 5-85049-022-1.

    • О. Генри. Собрание сочинений в пяти томах. — Т. 2. — М.: Литература; Престиж книга; РИПОЛ классик, 2005.
    • О. Генри. Благородный жулик. Рассказы. — М.: АСТ; Астрель, 2010. — ISBN 978-5-17-067339-1; 978-5-271-31484-1.
    • О. Генри. Собрание сочинений в 6 томах. — Т. 3: Голос большого города. — М.: АСТ: Астрель, 2011. — ISBN 978-5-17-065236-5, 978-5-17-072258-7; 978-5-271-36300-9; 978-5-271-35255-3.
    • О. Генри. Благородный жулик. — М.: Амфора, 2013. — ISBN 978-617-7030-74-3.

    Экранизации

    • Kraft Television Theatre. The Gentle Grafter, США, 1956
    • Tri price o Dzefu Pitersu, Югославия, 1962
    • «Трест, который лопнул», СССР, 1982 («Трест, который лопнул», «Джефф Питерс как персональный магнит», «Развлечения современной деревни», «Рука, которая терзает весь мир», «Супружество как точная наука», «Поросячья этика»)
    • «Дела Лоховского», Белоруссия, 1997 (вольно использованы сюжетные идеи рассказов «Поросячья этика», «Джефф Питерс как персональный магнит», а также некоторых других, не из «Благородного жулика»)