Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




18.04.2021


18.04.2021


18.04.2021


18.04.2021


18.04.2021





Яндекс.Метрика

Ярмоленко, Павел Андреевич

13.03.2021

Павел Андреевич Ярмоленко (23 декабря 1927 Харьков, Украина — 23 мая 2002, Харьков, Украина) — доктор педагогических наук (1985)(1. С.158), (20. С.29), (23. С.125), профессор Харьковского государственного университета им. А. М. Горького (с 1975 г. по 1988 г.), с 1988 г. Харьковского государственного института физической культуры (ныне академия) и Украинской инженерно-педагогической академии(1. С. 158-159), (61, 62). В своей деятельности умело сочетал как теоретические изыскания в области повышения качества воспитания и профориентации школьников в духе положений А.С. Макаренко, так и энергичную и умелую деятельность по воплощению этих замыслов совместно с рядом ведущих предприятий города. Известен как научный руководитель проекта политехнического центра Дзержинского района г. Харькова, осуществлённого совместно с ХТЗ и отмеченного Премией Ленинского комсомола (1975)(2. С.7). Его успешный опыт освещался в научных трудах, о нём рассказывали журналисты в популярных изданиях, был снят фильм... Отличник народного просвещения СССР (1970)(3. С. 94). Фотопортрет П. А. Ярмоленко (61)

Биография

В 1954 году окончил филологический факультет Харьковского государственного университета им. А. М. Горького.

Учительствовал, преподавал в школе рабочей молодёжи № 48 г. Харькова, работал учителем русской и украинской филологии, руководителем трудового обучения в средней школе № 33 г. Харькова и одновременно инспектором школ по трудовому обучению Харьковского городского отдела народного образования, преподавателем Харьковского государственного педагогического института им. Г. С. Сковороды, с 1963 г. начальником учебного цеха — политехнического центра трудового обучения и профессиональной ориентации Харьковского тракторного завода им. С. Орджоникидзе, с сентября 1975 года по декабрь 1987 года заведовал кафедрой педагогики Харьковского государственного университета им. А. М. Горького (с января 1988 г. по апреля 1988 г. работал в качестве профессора кафедры), с мая 1988 г. — кафедрой педагогики и психологии Харьковского государственного института физической культуры (ныне Харьковская государственная академия физической культуры), кафедрой общей и профессиональной педагогики в Украинской инженерно-педагогической академии (1. С.158-159), (61,62), был председателем специализированного Совета по защите кандидатских диссертаций при Харьковском государственном педагогическом институте им. Г. С. Сковороды (ныне Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды). Сотрудничал также с Харьковским институтом экологии и социальной защиты (ныне Харьковский гуманитарно-экологический институт).

Научная и педагогическая деятельность

Исследовал психолого-педагогические проблемы политехнического образования, трудового обучения и воспитания, системы профессиональной ориентации, производительного труда в политехническом обучении и воспитании (15. С.44), познавательной деятельности, технического и эстетического творчества школьников, высшего педагогического образования, инженерно-педагогического образования, гуманистического воспитания студентов (1. С. 159).

О системе организации трудового политехнического обучения и воспитания, профориентации в межшкольном учебно-производственном комбинате

Учитывая опыт А. С. Макаренко в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского (привнесение учебных элементов в работу коммунаров на существовавших в то время заводах — электросверлилок и оптико-механическом), П. А. Ярмоленко разрабатывал форму, объединяющую учебный и производительный труд старших школьников в учебном цехе Харьковского тракторного завода, получившую название «Учебное производство», которая прошла здесь длительное апробирование (20. С. 95), решал задачи соединения обучения с производительным трудом, нравственным, умственным, экономическим, эстетическим воспитанием, воспитания личности в коллективе.

С 1962 года работал над решением задачи подготовки учащихся к труду на современном производстве и созданием системы трудового политехнического обучения старшеклассников, выявлением оптимальных условий для применения производительного труда в трудовом политехническом обучении и воспитании (15. С. 44).

В статьях «Трудовая политехническая подготовка старшеклассников» (4), «Политехнический центр и его достоинства» (5) и других работах педагог раскрыл разработанную им целостную политехническую систему (5. С. 93) трудового обучения и профессиональной ориентации в политехническом центре — учебном цехе Харьковского тракторного завода им. С. Орджоникидзе, составными элементами системы обучения были:

  • политехническое обучение,
  • трудовое воспитание,
  • профессиональная ориентация, допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка (для части старшеклассников).

Для преодоления профессиональной узости необходимо создание политехнической основы производственной деятельности, обеспечивающей профессионально — техническую свободу (19. С. 10).

Итоги и предложения длительной научной и практической работы П.А. Ярмоленко подробно раскрыл в многочисленных статьях, брошюрах, книгах и докторской диссертации, на основе которой (почти с тем же названием) подготовлена монография "Педагогические проблемы обучения и воспитания старшеклассников в межшкольном центре профориентации".

В 1970 году коллегия Минпроса СССР и Президиум ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений заслушивали доклад начальника учебного цеха Харьковского тракторного завода им. С. Орджоникидзе П. А. Ярмоленко о передовом опыте политехнической трудовой подготовки учащихся старших классов на базе учебного цеха и одобрили этот опыт (7. С. 94).

В 1971 году учёный успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме «Система трудовой политехнической подготовки старшеклассников в условиях учебного цеха» (8). Работа учебного цеха Харьковского тракторного завода (ХТЗ) за трудовое воспитание и профессиональную ориентацию молодёжи под руководством педагога отмечена премией Ленинского комсомола (1971)(2. С. 6), (9. С. 16), (17. С. 15), одобрена коллегией Министерства просвещения СССР и Президиумом ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений (1971), Президиумом ЦК профсоюза рабочих машиностроения (1974), Президиумом ВЦСПС (1974)(2. С. 6).

Учёный обобщил опыт учебного цеха ХТЗ, рассмотрел пути преодоления узко профессионального подхода к трудовому обучению старшеклассников, выявил перспективы развития организации трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся средних общеобразовательных школ (20). Новаторский педагогический опыт П. А. Ярмоленко политехнического трудового обучения и профессиональной ориентации старшеклассников в учебном цехе ХТЗ изучен Академией педагогических наук СССР. На его основе создан телевизионный фильм «Стеклянная дверь», отмеченный премией Союза журналистов за постановку актуальной проблемы (2. С. 6-7).

Анализируя опыт работы учебного цеха ХТЗ и других, с одной стороны, и опыт работы учебно—производственных комбинатов (центров), с другой стороны, П. А. Ярмоленко сделал вывод, что оптимальные результаты в трудовом обучении школьников давали два решения: учебный цех (комбинат) в структуре крупного промышленного предприятия; учебно-производственный комбинат (центр), организованный группой предприятий района и находящийся в подчинении районо (11. С. 14).

Павел Андреевич Ярмоленко разработал организационно-методические и технические основы, научно обосновал педагогическую сторону проекта, который выполнен в Государственном научно-исследовательском и проектном институте металлургической промышленности (2. С. 41), политехнического центра - межшкольного учебно-производственного комбината трудового обучения и профессиональной ориентации школьников Дзержинского района г. Харькова (18. С. 93), награждённый премией Ленинского комсомола в области науки и техники (1975)(2. С. 7), (18. С. 92), и осуществлённый в 1979 году. В политехническом центре были сосредоточены педагогические средства, средства профессиональной ориентации, политехнического обучения и трудового воспитание учащихся на основе единства учебного процесса и производительного труда. Всемерно оказывалась поддержка жизнедеятельности ребят, их интересов, склонностей, разносторонней подготовки школьников к труду, отвечающей как их потребностям, так и требованиям развивающегося производства и научно-технического прогресса (22). Центр имел определённый научно-исследовательский уклон (17. С. 15).

В 1985 году заведующий кафедрой педагогики Харьковского госуниверситета П. А. Ярмоленко успешно защитил докторскую диссертацию по теме «Педагогические проблемы обучения и воспитания старшеклассников в межшкольном политехническом центре трудового обучения и профориентации» (в НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР) (22) и в том же году был утверждён в степени доктора педагогических наук (21. С. 29), (24. С. 125).

П.А. Ярмоленко и профессиональное образование

В Харьковском государственном университете им. А. М. Горького впервые в СССР в качестве опыта были созданы научно-производственные и научно-педагогические отделения, с раздельным приёмом, частично и отдельным обучением студентов. Более целенаправленно осуществлялась профессиональная подготовка, начиная уже с первых курсов (26. С. 467). В соответствии с приказом Минвуза СССР от 5 июля 1978 г. «Об увеличении объёма часов, которые отводятся на изучение дисциплин психолого-педагогического цикла для студентов госуниверситетов, которых готовят к учительской работе» в ХГУ для студентов научно-педагогических отделений за счёт часов на специальные дисциплины было введено ряд спецкурсов из психолого-педагогических дисциплин (26. С. 472).

Кроме ХГУ, П. А. Ярмоленко предложил и осуществил систему профессиональной педагогической подготовки студентов научно-педагогических отделений, а также инженеров-педагогов в Украинской инженерно-педагогической академии (УИПА)). Под руководством П. А. Ярмоленко в ХГУ была поставлена система специальных курсов(46): «Введение в специальность», «Методические занятия по подготовке к воспитательной практике», «Основы методики научно-педагогических исследований» и другие; в учебный план научно-педагогических отделений университета было введено написание курсовой работы по педагогике и дипломной работы на методическую или педагогическую тему (36). Принимая во внимание логику формирования и развития педагогических знаний, умений и навыков у студентов, П. А. Ярмоленко разработал общую типовую структуру психолого-педагогических и методических дисциплин, и разных видов практик в ХГУ(36) Под руководством и при участии П. А. Ярмоленко были разработаны учебно-методические комплексы дисциплин кафедры. Первые выпускники с раздельной подготовкой подтвердили правильность и своевременность инициативы ХГУ. Выпускники намного быстрее ориентировались в местах работы.

Опыт Харьковского госуниверситета по раздельной подготовке специалистов был рассмотрен на заседании коллегии Минвуза СССР в 1978 г., одобренный и рекомендованный к распространению среди других вузов страны (26. С. 468).

Большое внимание зав. кафедрой педагогики ХГУ П. А. Ярмоленко, преподаватели, университет уделяли системе учебно-педагогических практик (26. С. 471) и их связи с теоретическими занятиями по педагогическим дисциплинам. По просьбе университета Харьковский областной институт усовершенствования учителей для педагогической практики рекомендовал заслуженных учителей Украины, учителей-методистов, как базы лучшие школы г. Харькова и области, с современными кабинетами, с передовым педагогическим опытом. Со средними школами, специализированными школами, лицеями, гимназиями, ПТУ, техникумами, вузами были заключены договора на совместное проведение профориентационной работы и педагогической практики. Приказами облоно и гороно данные учебные заведения были закреплены за университетом как базы педагогической практики на 5 лет. В последующем договора на проведение практики перезаключались также на ряд лет.

П. А. Ярмоленко активно участвовал в разработке и проведении школьной и вузовской реформы, в решении вопросов политехнической, трудовой, непрерывной образовательной и профессиональной подготовки обучаемых, разрешении проблем высшего педагогического образования, инженерно-педагогического образования. П. А. Ярмоленко совместно с С. Ф. Артюхом, В. И. Лобунцом, Е. Э. Коваленко разработал концепцию развития инженерно-педагогического образования на Украине (64). В соответствии с этой концепцией профессиональная деятельность инженера-педагога включала взаимосвязанные составляющие: инженерную профессиональную и педагогическую профессиональную. Такой подход к структуре профессиональной деятельности преподавателей специальных дисциплин отражался и в системе повышения квалификации работников промышленных предприятий, на которых обучение специалистов среднего и низшего звена проводили инструкторы производственного обучения, квалифицированные работники отрасли, которые прошли повышение квалификации в системе педагогической подготовки. Профессиональная деятельность преподавателя специальных дисциплин включала в себя педагогическую и инженерно-техническую деятельность. Педагогическая деятельность инженера-педагога предполагала работу по организации и осуществлению учебного процесса в профессиональном учебном заведении, а также в системе повышения квалификации. Инженерная деятельность предусматривала работу специалиста в соответствующей отрасли промышленного производства как организатора, проектировщика и эксплуатационника (65. С.17-18).

Учёный изучал научные основы профессионального образования педагогов, особенности инженерно-педагогического образования будущих специалистов, проблемы их готовности к профессиональной деятельности в инженерно-педагогической области (66,67,68). П. А. Ярмоленко разрабатывал вопросы самостоятельной работы (58, 59) сформулировал концептуальные положения по преобразованию профессионально-технического училища в технический лицей (69, 70). Участвовал в научной, научно-методической работе, воспитании студентов и аспирантов, в проведении прикладных исследований в частности в совместной работе с профессорами С. Ф. Артюхом, Е. Э. Коваленко, С. П. Бочаровой на АЭС в г. Энергодаре Запорожской области (70. С. 9). Свои педагогические теории, новаторский педагогический опыт передовой учёный изложил в кандидатской и докторской диссертациях, монографиях, учебных пособиях, многочисленных научных статьях, докладах, которые в связи с задачами и реформами в образовании особенно актуальны.

Педагогический опыт П. А. Ярмоленко освещался в таких изданиях, как журналы «Советская педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Школа и производство», «Юность», «Наука и жизнь» и др..

Награды

  • Медаль «За доблестный труд».
  • Медаль «За трудовое отличие».
  • Медаль «Ветеран труда» (1. С.158).
  • Знак Отличник народного просвещения CСCР

Библиография

Посмотреть библиографию

ПРОИЗВЕДЕНИЯ П. А. ЯРМОЛЕНКО

Отдельные произведения

Книги

  • Трудовое обучение школьников в межшкольных учебно-производственных комбинатах и цехах / П. Н. Андрианов, А. А. Васильев, М. А. Жиделев, В. А. Поляков, П. А. Ярмоленко и др./ Под ред. М. А. Жиделева, В. А. Полякова. М.: Высш. шк., 1975. 120 с.
  • Воспитание школьников в труде / А. А. Шибанов, П. А. Ярмоленко, Н. П. Андрианов и др./ Под ред. А. А. Шибанова. М.: Педагогика, 1976. 104 с.
  • Ярмоленко П. А. Педагогические проблемы обучения и воспитания старшеклассников в межшкольном центре профориентации. Харьков: Вища шк., 1977. 160 с.
  • Учебный цех — опыт, проблемы, перспективы /Утверждено управлением школ Министерства просвещения УССР. К.: Рад. шк. 1977. 126 с./ Библиотека передового опыта. Народное образование/.
  • Справочник наставника рабочей молодёжи / П. А. Ярмоленко, Д. Н. Петрова, Л. Н. Саковская и др. Харьков: Прапор, 1977. 191 с.; 1981. 120 с.
  • Педагогическое наследие А. С. Макаренко и реформа школы. Методическая разработка для студентов педагогических отделений по спецкурсу «Методика воспитательной работы» / П. А. Ярмоленко, Д. Н. Петрова, И. С. Посохова, Л. С. Нечепоренко, В. Е. Новаторов, В. Э. Лисаченко, В. А. Михайловский, В. А. Воловик, Е. С. Шкубуляни, Т. М. Шептун, Н. Б. Ржепецкая. Харьков: ХГУ, 1988.- 116 с.
  • Ярмоленко, П. А., Васильев, И. Б., Бакатанова, В. Б. Прогрессивные учебные заведения профессионального образования: проблемы, опыт, перспективы / Под ред. д-ра пед. наук, проф. П. А. Ярмоленко. Харьков; Ростов-на-Дону, 1995. — Ч. 1, 2. — 236 с.

Брошюры

  • Из опыта организации школьной учебно-производственной мастерской и проведения в ней производственного обучения. Харьков: Радянська школа, 1957. 31 с.(на украинском яз.)
  • Система трудовой политехнической подготовки старшеклассников в условиях учебного цеха: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1971. 22 с. (НИИ содержания и методов обучения АПН СССР).
  • Соединение обучения с производительным трудом — важное условие формирования активной жизненной позиции молодёжи. К.: Знание, 1978 19 с.
  • Методические рекомендации по изучению темы «Политехническая подготовка и профориентация учащихся в курсе общеобразовательных школ» для студентов педагогических отделений. Харьков: ХГУ, 1984. 18 с.
  • Педагогические проблемы обучения и воспитания старшеклассников в межшкольном политехническом центре трудового обучения и профориентации: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1984. 26 с.(НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР).
  • План - проспект монографии "Трудовое становление школьной молодёжи" /Под ред. П. А. Ярмоленко. Харьков: ХГУ, 1984.- 2 с. Утверждён на заседании кафедры педагогики ХГУ 24 апреля 1984 г., протокол № 14.
  • Методические рекомендации студенту по изучению цикла психолого-педагогических и методических дисциплин в университете (к разделу "Пути освоения педагогической профессии" в курсе "Введение в специальность"). Харьков, ХГУ, 1986. 16 с.
  • Павел Андреевич Ярмоленко: Библиографический. указ. (К 60-летию со дня рождения) / Сост. А. Ю. Караваева. Харьков: ХГУ, 1987. — 11 с. / Серия «Учёные ХГУ».
  • Методические рекомендации по спецкурсу "Организация и управление учебно - воспитательным процессом в средних учебных заведениях" для студентов 5 курсов. Харьков: ХГУ, 1987. 14 с.
  • Ярмоленко, П. А. Концептуальные положения по преобразованию профессионально - технического училища (техникума) в технический лицей // Педагогический процесс и экономика технических лицеев: Сб. ст.: Ч. 1 Екатеринбург, 1992.-С. 10. http:// Lib.irro.ru/…/cgiirbis_64.exe?…Ярмоленко%20П. А.
  • Рабочая программа интегрированного курса "Основы технической, нравственной и педагогической культуры". Задания для самостоятельной работы студентов 1-го курса (дневное и заочное отделения) /Сост. П. А. Ярмоленко (авторский курс). Харьков: ХИПИ, 1993. 21 с.
  • Методические рекомендации по изучению интегрированного курса «Основы технической, нравственной и педагогической культуры». Харьков: УИПА, 1996. 40 с.

Статьи в сборниках и в периодической печати

  • Трудовая политехническая подготовка старшеклассников: Трудовое обучение // Радянська школа. 1969. № 4. С. 50-53.(На украинском яз.).
  • В учебном цехе ХТЗ // Школа и производство. 1970. № 6. С. 9—10.
  • Политехнический центр и его достоинства //Нар. образование. 1970. № 10. С. 90—94.
  • Ярмоленко, П. А. Из опыта работы учебного цеха // Сов. педагогика. 1972. № 8. С. 42-46.
  • Система трудового политехнического обучения учащихся старших классов в учебном цехе // Всесоюзное совещание по проблемам трудового обучения учащихся старших классов городских средних общеобразовательных школ. М., 1972. С. 29−32.
  • Стеклянная дверь, или о выборе, который должен сделать каждый /Беседу вёл кинорежиссёр А. Караваев // Смена. 1972. № 20. С. 16−17.
  • О влиянии профессиональной ориентации на формирование личности подростка // Педагогические вопросы предупреждения безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков в Харьковской области: (Материалы науч.-практ. конф.). Харьков, 1973.- С. 35−39.
  • Трудовое воспитание старших школьников в процессе производительного труда в условиях учебного цеха // Актуальные проблемы… воспитания учащейся молодёжи: Материалы совместного коллоквиума Академий педагогических наук СССР и ГДР, г. Москва, 23-26 января 1973 г. / Под ред. Н. П. Кузина, А. И. Пискунова, Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1974. С. 193-198.
  • Школьный учебный цех в структуре промышленного предприятия // Завком профсоюза и трудовое воспитание школьников: Из опыта работы… Харьковского тракторного завода им. С. Орджоникидзе. М.: Профиздат, 1976. С. 27−62.
  • Совершенствование подготовки студентов научно-педагогического профиля в Харьковском университете // Материалы науч.-практ. конф. «Роль университетов в подготовке кадров высшей квалификации» (Москва, ВДНХ СССР, 6—8 дек. 1983 г.): Тез. докл. М., 1983. С. 65−67.
  • Формирование гражданской ответственности, активного отношения к жизни в процессе производительного труда старшеклассников // Формирование у учащихся … мировоззрения в процессе их трудовой подготовки: Материалы для обсуждения на заседании Президиума АПН СССР. — М., 1986. С. 39—40.
Статьи в периодической печати
  • Я б в рабочие пошёл // Правда. 1969. 11 сент.
  • Политехнический центр района: доклад на заключительном пленарном заседании Всесоюзных педагогических чтений // Учит. газ. 1970. 4 апр.
  • Найти себя: Пятилетка просвещения // Красное знамя. 1975. 12 февр.
  • Как рождается призвание: "Престижность" профессии и вопросы трудового воспитания //Соц. Харківщина. 1977. 8 марта.(На украинском языке).
  • Приобщение к труду// Соц. индустрия.- 1978. -18 февр.
  • Настоящий маленький завод: Школа сегодня и завтра // Сов. культура. 1984. 22 мая. С. 3.
  • Реформа школы - дело каждого: (Задачи ХГУ)// Харьк. университет. 1984. 18 сент. (На украинском яз.).
Произведения П. А. Ярмоленко на иностранных языках

немецкий

  • Die Arbeitserziehung der alteren Sohuler im Prozeb der productiven Arbeit unter den Bedingungen einer Unterrichtsabteilung // Probleme der …Erziehung: Materialien des gemeinsamen Kolloquiums… Berlin, 1975. -S. 259 -267.

Критика

Литература о жизни и деятельности П. А. Ярмоленко

  • Алексеев, С. Н., Семыкин, Н. П. Мудрая школа труда. М.: Мол. гвардия, 1981. — С. 49-51.
  • Курбатов, Ю. А. Ступени рабочей зрелости. М.: Знание, 1973. — С. 9-12.
  • Прокофьев, М. А. Советская общеобразовательная школа на современном этапе: лекция. — М.: Мысль, 1975. — С.33.
  • Рыбалка И. К. Харьковский государственный университет 1805—1980: Исторический очерк. Харьков: Выща шк., 1980.- С. 49, 55, 60, 62, 99, 105—106, 139.
  • Коваленко, Е. Э. Методические основы технологии обучения: теоретико -методический и практический аспект преподавания дисциплин электроэнергетического цикла: Монография. Харьков: Основа, 1996. С.17-18.
  • Посохова, И. С. Ярмоленко Павел Андреевич //Педагогическая Харьковщина: справочник / Под ред. В. И. Лозовой, И. Ф. Прокопенко. Харьков: Изд-во Круглова, 1997.-С. 158—159. Харьков, 1999.-С. 160.
  • Тарапов, И. Е. Харьковский университет. Страницы истории: Сб. актовых речей на торжественных заседаниях Учёного совета. 1976—1993. Харьков: Фолио, 1997.- С. 12, 38, 125 (о П. А. Ярмоленко).-С. 90 (об одобрении коллегией Минвуза СССР опыта ХГУ по раздельной подготовке педагогов и производственников).
  • Васильев, И. Б. Профессиональная педагогика: Конспект лекций для студентов инженерно — педагогических специальностей. Харьков, 1999. — С. 9—10.
  • Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина за 200 лет / В. С. Бакиров, В. М. Духопельников, Б. П. Зайцев и др. Харьков: Фолио, 2004.-С. 527. (На украинском яз.)
  • Кафедра педагогики и методики профессионального обучения //История Украинской инженерно-педагогической академии /С. Ф. Артюх. Харьков: Прапор, 2007. -С. 291—293.
  • Светлана Петровна Бочарова: К 80-летию со дня рождения: библиогр. указат. /Сост. Е. И. Ерёмина, Е. Н. Онуфриева. Харьков: УИПА, 2008. С. 9.
  • Нечепоренко, Л. С. К 160-летию кафедры педагогики: Науч. доклад. Харьков: ХНУ им. В. Н. Каразина, 2010.- С. 9.
  • Нечепоренко, Л. С., Кулиш С. М. Педагогическое образование в Харьковском национальном университете им. В. Н. Каразина (К 160-летию кафедры педагогики): Монография. Харьков: ХНУ им. В. Н. Каразина, 2010.- С. 20.
  • Казанжи, И. Проблема готовности студентов к воспитательной деятельности в теории современной педагогики (на украинском яз.)
  • Персональний сайт — Історія кафедри (УІПА) (28/07/2015).

Статьи и хроникальные заметки

Просмотреть статьи
  • Аверичев, Ю. П. Есть цех на ХТЗ // Правда. — 1970.- 20 авг.: Об учебном цехе ХТЗ.
  • Алексеев, П. Гудок на урок: Письмо читателя // Литературная газ. −1978.- №.- 18 янв.- С.11.
  • Буренков, М., Кононенко В. Есть такой цех: (Об учебном цехе ХТЗ) // Известия. — 1978.- 1 марта.
  • Выбор профессии: (Передовая) // Красное знамя. -1983.-15 мая.
  • Гладков, Т. Великий воспитатель - труд // Наука и жизнь. -1977.- № 4.- С. 38 -42.
  • Гладков, Т. Харьковский эксперимент // Юность. — 1976.- № 11.-С.92-97. http://go-way (недоступная ссылка). ru / the kharkov — experiment/.
  • Гончаренко, П. Наследство — в надёжные руки // Учит. газ. — 1983.- 7 июля.
  • Дворников, Е. Выбор профессии: опыт, отдача: Ко всеобщему среднему // Правда.- 1973.- 6 июня.: Об учебном цехе ХТЗ.
  • Дом ста ремёсел // Вечерний Харьков.- 1979. -20 сент. (На украинском яз.).
  • Заливадный, В. «Труд» и « трудно» — одного корня // Красное знамя.-1985.- 31 янв.: Об учебном цехе ХТЗ, педагогическом опыте П. А. Ярмоленко.
  • Захарова, Л. Готовя к жизни, к труду // Воспитание школьников. -1975.- № 4.- С. 14 -15.
  • Кирсанов, С. Учебный цех // Молодой коммунист.- 1969.- № 8.- С. 88 -91.
  • Кондрацкая, Л. Кто заменит левшу // Комсомольская правда.- 1970.-6 мая.: Об учебном цехе ХТЗ.
  • Лицом к профессии: Передовая //Правда.- 1971.- 31 янв.: Об учебном цехе ХТЗ.
  • Логвиненко, А.Д., Фокина, Р.А. Совещание-семинар заведующих кафедрами психологии и педагогики университетов и вузов страны // Вопросы психологии. -1986.-№ 3. -С. 182.(-1980-1998.-С. 182). http://www.voppsy.ru/issues/1986/863/863179.htm.
  • Лябога, И. Е. У проходной завода: Письма в «Правду» // Р. Волкова, Д. Шумский //Правда.- 1972.- 14 окт.: Об учебном цехе ХТЗ.
  • Мануенко, В. Учитель, ученики // Правда Украины. — 1970.- 21 ноя.
  • Назимов, И. Уроки труда: от класса до цеха: Школа на путях реформы // Правда.- 1985.- 2 янв.
  • Низовий, А. Робітничi університети: (Двадцять років навчальному цеху ХТЗ) //Ленінська зміна. — 1980.- 25 верес.(На украинском яз.).
  • Объявление о защите диссертации на соискание учёной степени доктора наук. Ярмоленко Павел Андреевич: "Педагогические проблемы обучения и воспитания старшеклассников в межшкольном политехническом центре трудового и профориентации" (13.00.01) в Науч.-иссл. ин-те трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР.-1985. -№ 1.- С. 29.
  • Павленко, В. Учитель (П.А. Ярмоленко), учение, ученики // Эстафета труда / Под ред. О. С. Стеч. Харьков, 1974. - С. 116 - 123.
  • Писаревський, Л., Руденко, I. Школа в цеху: Важливий експеримент Павла Ярмоленка // Соц. Харківщина.-1971.-23 трав.(На украинском яз.).
  • Прокофьев, М.А. Осуществляя заветы …// Нар. образование.-1980.- № 4.-С.2- 8.
  • Прокофьев, М. Проблемы большого всеобуча //Известия.-1979.- 28 сент.: О политехническом центре трудового обучения ХТЗ.
  • Садошенко, С. Идут уроки… в цехе // Техника - молодёжи.-1975.-№ 3. -С.22.
  • Черкасов, В. Парта в цехе // Комсомольская правда.-1971. — 19 мая.
  • Шляхами подвигу: воспоминания В.Г. Журжалина // Харьковская общеобразовательная школа № 70. // Адрес школьной страницы поменялся на http://www.school70.edu.kh.ua. На новой странице данных воспоминаний найти не удаётся.

Публикации о творчестве П. А. Ярмоленко на иностранных языках

  • A.S. Makarenko today - in our midst: On the occasion of his 90th birthday: Report // Teachers of the world.- 1978.- N 2.-P. 26 - 29. Р. 28 - 29: (О методе трудового обучения П. А. Ярмоленко). (англ.)

Фильмография

  • «Стеклянная дверь». Телевизионный фильм о политехническом центре — учебном цехе ХТЗ и педагогическом опыте П. А. Ярмоленко. Харьков, 1974.: В 3 ч. (30мин.) 35 мм.// Каталог фильмов университетской фильмотеки / Сост. В. П. Бабич. Харьков: ХГУ, 1975.- С. 6.