Претеризм — интерпретация христианской эсхатологии, согласно которой большая часть пророческих описаний Последнего Времени, которые содержатся в Библии, относятся к событиям, уже произошедшим в первый век существования христианства. В частности, к 70-му году н. э., когда был разрушен Иерусалимский храм. Согласно претеризму, начиная с этого события под «Израилем» следует понимать христианскую церковь, которая стала естественным продолжением существования Народа Божьего на земле.
Само понятие «претеризм» происходит от лат. praeter (прэтер) — «проходить мимо, прошедшее, прежнее». Последователей такого учения называют претеристами. Среди них выделяются две группы, которые можно условно обозначить как полных претеристов (последовательных, гиперпретеристов, крайних) и частичных претеристов (умеренных, традиционных). Последние, в частности, относят к будущему Второе пришествие Христа, воскресение, создание Богом «нового неба и новой земли».
Претеризм характерен для мировоззрения некоторых групп протестантов. В частности, для либеральных рационалистов среди исследователей Библии, которые также склонны с недоверием относиться к «чудесной» стороне Нового Завета. Таким образом, претеризм можно идентифицировать как форму религиозного скептицизма.
Альтернативными интерпретациями в христианской эсхатологии являются историцизм, футуризм и идеализм.
Основные идеи претеристов
Главные опоры:
- Воззрение, что Христос придёт скоро (Отк. 1:1)
- Современники Христа будут свидетелями исполнения пророчества: в контексте эсхатологии Евангелия от Матфея и др. библейских источников понятие «род» из текста двадцать четвёртой главы этого Евангелия следует рассматривать как «поколение» (Мф. 24:34).