Система-112 — это система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации и в странах СНГ.
Предназначена для обеспечения оказания экстренной помощи населению при угрозах жизни и здоровью, для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других происшествиях и чрезвычайных ситуациях, а также для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований.
Цели создания
- ускорение реагирования и улучшения взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах населения;
- организация удобного вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна»;
- уменьшение социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций;
- гармонизация способа вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза.
Решаемые задачи
- приём оператором по номеру «112» вызовов и обеспечение психологической поддержки позвонившему лицу;
- анализ поступающей информации о происшествиях;
- передача информации о происшествиях в ДДС в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;
- формирование статистических отчётов по поступившим вызовам;
- автоматическое определение номера позвонившего лица;
- автоматический дозвон до позвонившего лица в случае внезапного прерывания соединения;
- регистрация и документирование всех входящих и исходящих звонков по номеру «112»;
- ведение базы данных о происшествиях и результатах реагирования;
- приём вызовов на 5 иностранных языках (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) и при необходимости дополнительных.
Состав
В соответствии с нормативными документами система-112 формируется на основе объединения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (ЕДДС), Межрайонных Ситуационных Центров (МСЦ), Регионального Ситуационного Центра (РСЦ) и дежурно-диспетчерских служб (ДДС) следующих экстренных оперативных служб:
- службы пожарной охраны;
- службы реагирования в чрезвычайных ситуациях;
- службы полиции (МВД);
- службы медицины катастроф (в плане оперативного взаимодействия с местным ТЦМК и передачи ему информации);
- службы скорой медицинской помощи;
- аварийной службы газовой сети;
- службы «Антитеррор».
Причём этот список не окончательный и при необходимости может быть расширен в рамках конкретного региона по решению органов исполнительной власти.
Компоненты системы-112
- Телекоммуникационная подсистема предназначена для приёма и обработки вызовов, поступающих в единую службу и их передачи в соответствующие дежурно-диспетчерские службы.
- Информационно-коммуникационная подсистема , обрабатывающая информацию о полученных вызовах и обеспечивающая получение информации из архива в оперативном режиме;
- Подсистема консультативного обслуживания населения предназначена для оказания информационно-справочной помощи по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности (в том числе через Интернет);
- Геоинформационная подсистема, обеспечивающая отображение на электронной карте различные характеристики территории, а также место происшествия;
- Подсистема мониторинга предназначена для приема и обработки информации и сигналов от датчиков на контролируемых стационарных и подвижных объектах;
- Подсистема обеспечения информационной безопасности предназначена для защиты информации и средств её обработки в системе-112
Преимущества
Внедрение единой системы-112 имеет ряд несомненных преимуществ, как для населения, так и для органов административной власти. Выделим некоторые из них:
- Психологические
- Экономические
- Административные
- Информационные
- Коммуникационные
- Политические
- Технологические
Проблемы внедрения системы-112 в России
Ключевой проблемой, стоящей на пути массового развёртывания полноценных сегментов системы-112 в России, стал вопрос разделения полномочий между ведомствами, отвечающими за построение системы. Только в декабре 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ, где были чётко прописаны зоны ответственности различных ведомств. В соответствии с этим документом МЧС России должно координировать действия по созданию, развитию и эксплуатации системы-112, а Минкомсвязи отвечает за организацию взаимодействия с сетью связи общего пользования.
Следующим препятствием на пути к быстрому развёртыванию системы стала недостаточность финансирования проекта в различных регионах. Предполагалось, что финансирование будет идти из бюджетов всех уровней: местных, субъекта РФ и федерального. Однако, например, в Калужской области работы начались на средства из местного бюджета, но без финансовой поддержки центра были приостановлены.
Отдельно стоит выделить проблему отсутствия типовых проектов на создание системы-112 в России. Так, в силу значительной разнородности экономических и географических особенностей регионов проект для Санкт-Петербурга не подходит, например, для Республики Коми. Отсутствие единых технических стандартов порождает массу вариантов решений по построению системы в каждом конкретном регионе, что затрудняет выбор и не всегда в полной мере удовлетворяет требованиям координирующих органов и финансовым возможностям региона. В декабре 2011 года в региональные центры и главные управления МЧС России были направлены методические материалы по созданию системы-112 в субъекте Российской Федерации, разработанные ФГБУ ВНИИ ГОЧС в кооперации с членами ФЦНВТ, которые позволят преодолеть часть технических проблем.
В результате, к середине 2012 года единственным регионом России, где система-112 построена, обслуживает реальный поток вызовов к экстренным службам, прошла государственные испытания и экспертизу ФГБУ «Всероссийского НИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» — это Курская область.
С целью ускорения работ по внедрению системы-112 на территории России в июле 2012 года правительство внесло в Государственную Думу законопроект о едином телефонном номере «112» для вызова экстренных служб, первый этап его внедрения стартовал 1 января 2013 г. Планируется, что система-112 должна заработать в течение трёх лет на всей территории страны во всех муниципальных образованиях.
С 2013 года номер «112» утверждён в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб для приёма сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях местной телефонной связи.
В ноябре 2013 года в Республике Татарстан проведены государственные испытания Системы-112. Результаты испытаний признаны положительными, и система-112 Татарстана первой в России принята в эксплуатацию.
В декабре 2013 года Система-112 Курской области прошла последний третий этап государственных испытаний и принята в постоянную эксплуатацию.
Схемы построения
Централизованная схема
Активно используется для построения системы-112 в Европе, оптимальна для небольших территорий с высокой плотностью населения. Характеризуется наличием единого для всей системы центра обработки вызовов (ЦОВ) и центра обработки данных (ЦОД). Построение системы по данной схеме экономически эффективно, но за счёт централизации функций снижается надёжность и значительно возрастает объём трафика в сети.
На настоящий момент данная схема реализована в Республике Татарстан.
Преимущества схемы:
Децентрализованная или Распределённая схема
Представляется оптимальным решением для территориально-распределённых регионов, позволяет учитывать специфику каждого из них. Характеризуется наличием локальных центров обработки данных, синхронизируемых с единым региональным ЦОД, и установкой центров обработки вызовов в каждом МО или для группы МО. Построение системы по данной схеме позволяет максимально учитывать географические и экономические особенности региона, но увеличивает длительность этапа проектирования.
«Облачная» схема
Предусматривает построение системы с использованием «облачной» платформы. Услуги центров обработки вызовов и данных (ЦОВ и ЦОД) предоставляются на базе облачного сервиса, что освобождает регионы от необходимости приобретать серверное оборудование. Решение представляется экономически эффективным и быстрым для внедрения, но порождает зависимость от провайдера услуги и не гарантирует полноценную защиту информации.