Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Парсуна

Парсуна (искажённое лат. persona — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.

Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.

Термин

В 1851 году выходит богато иллюстрированное издание «Древности Российского государства». В IV отделении этого издания, составленного И. М. Снегиревым, есть очерк, который является первым опытом обобщения материалов по истории русского портрета. Как считает Е. С. Овчинникова, именно Снегирев в данном очерке, говоря о портретах XVII века, ввёл в научный оборот термин «парсуна». Хотя справедливо было бы утверждать, что именно Е. С. Овчинникова ввела в научный оборот данный термин, позже широко распространившийся в литературе по русскому искусству для обозначения ранних русских портретов.

Характеристика

Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.

Русской парсуне близки произведения европейской, в т.ч. польской и литовской портретной живописи XIV—XVII веков, часто также относимые к парсунным.

В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.

Доктор искусствоведения Лев Лифшиц отмечает, что: «создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатлённые черты лица с трафаретной и неизменной схемой репрезентации фигуры, соответствующей сану или званию — боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от „реалистического“ европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности».

Типы

На сегодняшний день парсуну по изображённым на них персоналиям и техники живописи, можно разделить на следующие категории:

  • Надгробные портреты, темпера на доске (Скопин-Шуйский, Фёдор Иванович, Фёдор Алексеевич и т. д.)
  • Парсуны маслом на холсте:
    • с изображением царей (Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич, Иван Алексеевич и т. д.)
    • с изображением князей, стольников, дворян и т. д. (галерея Репниных, Нарышкин, Люткин и т. д.)
    • с изображением церковных иерархов (Никон, Иоаким)

Прежде всего упомянем группу «иконных» парсун — изображений царей Ивана Грозного и Фёдора Ивановича, а также князя М. В. Скопина-Шуйского. Эта группа была выделена Е. С. Овчинниковой в её основополагающей работе «Портрет в русском искусстве XVIII в.» Для парсуны на холсте важна её атрибуция русскому или иноземному мастеру. Изучение русской парсуны требует объединенных усилий искусствоведов, историков, реставраторов. Только использование всех методов в комплексе способно принести новые результаты в этой пока ещё мало изученной области отечественного искусства.


  • Иван Грозный
  • Фёдор Иванович
  • Василий Шуйский
  • Михаил Фёдорович
  • Алексей Михайлович
  • Фёдор Алексеевич
  • Марфа Апраксина
  • Иван V
  • Петр I в детстве
  • Евдокия Лопухина
  • Софья Алексеевна
  • Василий Голицын
  • Лев Нарышкин
  • Наталья Нарышкина
  • Фёдор Ромодановский
  • Василий Люткин
  • Иван Репнин
  • Аникита Репнин
  • Афанасий Репнин
  • Афанасий Ордин-Нащокин
  • Григорий Годунов
  • Борис Прозоровский
  • Тихон Стрешнев
  • Евдокия Стрешнева
  • Патриарх Никон
  • Патриарх Иоаким
  • Патриарх Адриан
  • Иван Власов
  • Гавриил Фетиев
  • Имеретинский царевич Александр Арчилович
  • Ермак Тимофеевич
  • Ермак Тимофеевич
  • Ермак Тимофеевич
  • Парсуна с изображением Александра Невского
  • Иван Щепотьев (Преображенская серия)
  • Яков Тургенев (Преображенская серия)
  • Сергей Бухвостов (Преображенская серия)
  • Н.М. Жировой-Засекин (Преображенская серия)
  • Григорий Чернышёв
  • Никита Волконский
  • Борис Шереметев
  • Григорий Строганов

«Парсунная» («живописная») икона

«Парсунными» («живописными») называются иконы, где по крайней мере в красочных слоях применялись масляные краски, а техника формирования живописных деталей близка к технике одной из «классических» европейских техник.

К «парсунным» («живописным») относятся иконы переходного периода, живопись в которых можно отнести к двум основным техникам классической масляной живописи:

  • на деревянной основе и светлых грунтах;
  • на холсте и на темных грунтах.