Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Лувийский язык

Лувийский язык — древний индоевропейский язык, принадлежащий к анатолийской ветви.

Был распространён в XV—X веках до н. э. в южной части Хеттского царства, использовался также в административной сфере.

Стела с текстом, записанным лувийскими иероглифами.

Потомки: ликийский, сидетский языки.

Письменность — оригинальная смешанного характера (идеограммы и слоговые знаки), существовавшая на территории Малой Азии (лувийские иероглифы). Некоторые надписи выполнены клинописью, близкой к аккадской.

Лувийский язык дешифровал в начале XX века чешский учёный Бедржих Грозный, доказавший его принадлежность к индоевропейским языкам.

В 1990-е годы получило распространение мнение о том, что именно на лувийском языке говорили жители древней Трои. При раскопках города была обнаружена официальная канцелярская печать с лувийскими письменами.

Лингвистическая характеристика

Фонетика и фонология

Морфология

Имя существительное

Различаются два рода — общий и средний, — и два числа — единственное и множественное.

Имя прилагательное

Прилагательные согласуются с определяемым словом в числе и роде. Формы для именительного и винительного падежей отличаются только у форм общего рода, и даже там только в единственном числе. Формы основаны в основном на субстантивированном склонении существительного, где используется окончание -ass.

Местоимения

Лувийский имеет типичные для языков анатолийской группы личные местоимения, а также указательные местоимения c основами на apa- и za-/ zi-. Склонение схоже с хеттским. В третьем лице указательное местоимение apa- используется в качестве личного местоимения.

Глагол

Лувийский язык различает 2 числа и три лица у глагола, как многие древние индоевропейские языки. Есть два наклонения: изъявительное (индикатив) и повелительное (императив), но не отмечены формы условного. Только формы действительного залога были выявлены, но предполагается также существование медиопассива (средне-страдательного залога). Различаются только две временные формы — настоящее и прошедшее, настоящее время принимает на себя и функции будущего.

Лувийские притяжательные прилагательные

В то время, как хеттский даёт классический и.-е. суффикс -as род. пад. ед. числа и -an для род. мн., «канонический» лувийский, используемый клинописными текстами, использует вместо этого поссессивный суффикс -assa для генетива в ед. числе и -assanz- для генетива во множественном числе. Так как этот суффикс был широко представлен в топонимах и других словах во многих регионах, прилегающих к Эгейскому морю, считалось, что он был употребителен в неиндоевропейских языках «Эгейского языкового союза», который сложился до прихода индоевропейскоязычных лувийцев и греческих племен. Возможно, однако, считать лувийские притяжательные конструкции результатом падежной аттракции в индоевропейской именной фразе. Притяжательные прилагательные главным образом распространены в лувийских клинописных текстах региона Киццуватны, но в текстах железного века, выполненных в лувийской иероглифической передаче они чередуются с унаследованными формами генетива. Специальная форма притяжательного прилагательного множественного числа ограничена лувийским Киццуватны и вероятно представляет результат структурного взаимодействия этой формы лувийского с хурритским языком.