Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика

Список детских железных дорог

Список детских железных дорог включает в себя как ныне действующие, так и разобранные или перепрофилированные детские железные дороги, а также неосуществлённые проекты таких дорог.

В список не вносятся различные аттракционы, которые не являются полноценными ДЖД (см. различия), но вносятся бывшие ДЖД, ныне функционирующие как аттракцион и не являющиеся более полноценными ДЖД.

Все детские железные дороги бывшего СССР имели ширину колеи в 750 мм, за исключением ДЖД в Красноярске (508 мм) и Одесского детского трамвая (1000 мм), поэтому ширина колеи для ДЖД бывшего Советского Союза в списке не указывается. Для ДЖД других стран следует указывать ширину колеи.

Список не является исчерпывающим. Пожалуйста, дополните его другими сведениями, если они Вам известны.

В России

В столбцах «Протяжённость», «Количество станций» и «Тип» указаны современные данные. Исторические значения приведены в столбце «Примечания».

Примечания к таблице. Курсивом выделены нереализованные проекты. Тип «линейная» означает наличие тупиковых станций по обоим концам дороги, «кольцевая» — закольцованность трассы, «смешанная» — наличие как тупиковой, так и закольцованных конечных станций. Рекомендуется смотреть таблицу со свёрнутым содержанием статьи.

В странах СНГ

Азербайджан

Закрытые

  • Баку (10 августа 1947 — июнь 2009), длина — 1,57 км, см. Бакинская детская железная дорога
  • Нахичевань (1978—2000), длина — предположительно, 0,7 км, см. Нахичеванская детская железная дорога

Армения

Бывшие ДЖД, обслуживаются взрослыми

  • Ереван (открыта 9 июля 1937, с 90-х годов обслуживается взрослыми), длина — 2,1 км, см. Малая Закавказская железная дорога (Ереван)

Закрытые

  • Гюмри (предположительно, 50-е годы — 7 декабря 1988), длина — около 2 км. См. Ленинаканская детская железная дорога

Белоруссия

Действующие

  • Минск (открыта 9 июля 1955), длина — 4,5 км (полная), 3,79 км (главный путь). См. Детская железная дорога имени К. С. Заслонова

Закрытые

  • Гомель (август 1936 — лето 1941, уничтожена в ходе войны и оккупации), длина — 0,3 — 0,5 км. См. Гомельская детская железная дорога

Грузия

Бывшие ДЖД, обслуживаются взрослыми

  • Тбилиси (открыта 24 июня 1935), длина — 1,2 км. С начала 90-х обучение юных железнодорожников прекращено. С 2010 по 2012 год не работала. См. Малая Закавказская железная дорога (Тбилиси)

Закрытые

  • Поти (предположительно 1987—1990 или 1991), длина — около 3 км. См. Потийская детская железная дорога
  • Рустави (1987 — девяностые годы), длина — около 5 км. См. Руставская детская железная дорога
  • Хашури (1982 — ?), См. Хашурская детская железная дорога

Казахстан

Бывшие ДЖД, обслуживаются взрослыми

  • Алма-Ата (13 сентября 1952 — 20 июля 1997, с 1999 действует как аттракцион, обслуживаемый взрослыми), длина 1,47 км (полная), 1,24 км (главного пути). См. Алматинская детская железная дорога.
  • Караганда (1 мая 1957—2001, возрождена летом 2004 как аттракцион, обслуживаемый взрослыми), длина 5,1 км. См. Карагандинская детская железная дорога
  • Шымкент (открыта в мае 1980), длина — около 6 км. См. Шымкентская детская железная дорога имени Героя Советского Союза Гани Муратбаева

Закрытые

  • Актобе (открыта 6 августа 1989, точная дата закрытия неизвестна, к 2001 году дорога уже не работала). См. Актюбинская детская железная дорога
  • Аркалык (открыта не позднее 1986, закрыта, по разным данным, в 1988, 1990 или 1993 году), длина — 3,2 км. См. Аркалыкская детская железная дорога
  • Астана (9 июня 1946 — апрель 2002), 1,71 км. См. Малая Целинная детская железная дорога
  • Атбасар (открыта в ноябре 1979, ещё действовала в 1991, точная дата закрытия неизвестна, в 2002 году дороги уже не было). См. Атбасарская детская железная дорога
  • Жезказган (1983 или 1984 — не позднее 1987), длина — 3,5-4 км. См. Жезкаганская детская железная дорога
  • Кокшетау (1978—1996), длина 1,8 км. См. Кокчетавская детская железная дорога
  • Костанай (7 октября 1978 — разобрана в 2000 после того, как паводок серьёзно повредил дорогу), длина 3 км. См. Костанайская детская железная дорога
  • Павлодар (1979—2008, с 2001—2003 обслуживалась взрослыми), длина 2,5 км (ранее — 2,7 км). См. Павлодарская детская железная дорога имени Героя Советского Союза Канаша Камзина
  • Семей (точное время открытия и закрытия неизвестно, рельсы сняты в 1995 году), длина 1-2 км. См. Семипалатинская детская железная дорога
  • Щучинск (1 июня 1979 — разобрана в 1998—1999 годах). См. Щучинская детская железная дорога
  • Экибастуз (точное время открытия неизвестно, закрыта в 2001, после того, как сгорел ангар с единственным тепловозом). См. Экибастузская детская железная дорога

Туркменистан

Бывшие ДЖД, обслуживаются взрослыми

  • Ашхабад (открыта в 1941, закрыта в 1942 из-за войны, далее открыта в 1987, закрыта в середине 90-х, снова открыта 2 сентября 2007). См. Ашхабадская детская железная дорога

Узбекистан

Действующие

  • Бекабад Построена в 2018 году в парке Ёшлар (Молодёжи). Работает ли уже, в каком качестве и кем обслуживается - не известно

Бывшие ДЖД, обслуживаются взрослыми

  • Ташкент (открыта 4 августа 1980), длина 510 м. См. Филиал детской железной дороги в Ташкентском музее железнодорожной техники

Закрытые

  • Джизак (открыта в 1976 или 1986, по данным разных источников, прекратила действовать в начале девяностых, заново открылась в летом 2004, действовала как аттракцион, обслуживаемый взрослыми), длина 2 км. Предположительно, с 2007 года не действует. См. Джизакская детская железная дорога
  • Коканд (старая дорога, открыта в 1958, в 1989 году ДЖД сильно пострадала в ходе военных действий, не восстановлена), длина 1,5 км. См. Кокандская детская железная дорога
  • Коканд (новая дорога), построена в 2008 году на южной окраине города, не имеет отношения к старой детской железной дороге. Длина 1,5 км. Готовилась к открытию в 2009 году, но никогда не была открыта, и вскоре была разобрана.
  • Ташкент (5 августа 1940 — 18 сентября 2017), длина 1,7 км. См. Ташкентская детская железная дорога

Украина

Действующие

  • Днепр (открыта 6 июля 1936), длина 1,6 км. См. Днепровская детская железная дорога
  • Донецк (новая ДЖД) (19 мая 1972), длина 2,1 км. См. Малая Донецкая железная дорога имени В. В. Приклонского
  • Запорожье (открыта 19 мая 1972), длина 8,6 (длина главного пути), 9,4 км (полная эксплуатационная длина). См. Запорожская детская железная дорога
  • Киев (открыта 2 августа 1953), длина 2,8 км. См. Малая Юго-Западная железная дорога
  • Луцк (открыта 8 ноября 1954), длина 1,5 км. См. Луцкая детская железная дорога
  • Львов (открыта 18 мая 1951), длина 1,2 км. См. Львовская детская железная дорога
  • Ровно (открыта 9 мая 1949), длина 2 км (главный путь), 2,5 км (полная длина). См. Ровенская детская железная дорога
  • Ужгород (открыта 3 августа 1947), длина 1,1 км. С 2010 по август 2016 не работала. См. Ужгородская детская железная дорога
  • Харьков (открыта 8 ноября 1940, закрылась в начале войны, восстановлена 5 августа 1945), длина 3,6 км. См. Малая Южная железная дорога

Закрытые

  • Алчевск (19 мая 1967—1992), длина 1,467 км.
  • Донецк (старая ДЖД) (24 ноября 1936 — лето 1941, прекратила существование в связи с войной), длина 2,9 км. См. Детская железная дорога имени Кирова
  • Евпатория (5 июня 1988 — ноябрь 1991), длина 4,6 км. См. Евпаторийская детская железная дорога
  • Конотоп (открыта в 1967, точная дата закрытия неизвестна), длина 2 км.
  • Макеевка (21 мая 1972—2002), длина 1,35 км. См. Макеевская детская железная дорога
  • Мелитополь (1937—1941), длина 3,2 км. См. Мелитопольская детская железная дорога имени Лазаря Кагановича
  • Одесса (1956—1960 или 1963), длина 520 метров. Уникальный детский трамвай. Прямого отношения к ДЖД не имел, но был к ним очень близок. См. Одесский детский трамвай

Неосуществлённые проекты

  • Винница (проектировалась в 1979, вокруг озера Вишенка, было построено только земляное полотно, станция и фрагмент автомобильного моста) — длина пути 4,5 км
  • Кривой Рог (строилась в конце восьмидесятых. Был построен один тоннель и небольшой отрезок пути), длина — 3-5 км.

В странах Евросоюза

Болгария

  • Пловдив (открыта 23 сентября 1979, закрыта 1989, реконструирована и открыта снова 2007, длина до реконструкции — 900 м, после реконструкции — 1090 м, колея — 600 мм) (см. Детская железная дорога в Пловдиве)
  • Кырджали (открыта 30 сентября 1962, закрыта в конце 90-х. Снова открыта 7 сентября 2006, длина 1,21 км) (см. Детская железная дорога в Кырджали)

Венгрия

  • Будапешт (открыта 31 июля 1948), длина 11,2 км, колея 760 мм — см. Детская железная дорога в Будапеште (работает)
  • Кишмарош (работает)

Германия

  • Берлин (открыта 10 июня 1956 года, колея 600 мм, длина 7,5 км) — см. Берлинская детская железная дорога
  • Бернбург (открыта 1 июня 1961 года, колея 600 мм, длина 1,9 км) — см. Парковая железная дорога в Бернбурге
  • Ваттероде (открыта 3 июля 1967 года, колея 500 мм, длина 1,3 км) — см. Детская железная дорога в Ваттероде
  • Гера (открыта 6 сентября 1975 года, колея 600 мм, длина 0,8 км) — см. Детская железная дорога в Гере
  • Гёрлиц (открыта 1 июня 1976 года, колея 600 мм) — см. Детская железная дорога Гёрлиц
  • Дрезден (открыта 1 июня 1950 года, колея 381 мм, длина 5,6 км) — см. Детская железная дорога в Дрездене
  • Криспендорф (открыта около 1954 года, колея 600 мм, длина 1,485 км)
  • Котбус (открыта 1 июня 1954 года, колея 600 мм, длина 3,2 км) — см. Детская железная дорога в Котбусе
  • Лауххаммер (открыта 7 июля 1955 года, колея 500 мм, длина 1 км, с 1970 года обслуживается взрослыми)
  • Лейпциг (открыта 5 августа 1951 года, колея 381 мм, длина 1,9 км) — см. Детская железная дорога в Лейпциге
  • Магдебург (открыта 14 августа 1955 года, колея 600 мм, длина 2,2 км — закрыта в конце 1967 года) — см. Детская железная дорога в Магдебурге
  • Плауэн (открыта 7 октября 1959 года, колея 600 мм, длина 1,1 км) — см. Детская железная дорога в Плауэне
  • Франкфурт-на-Майне — см. Детский трамвай Франкфурта-на-Майне
  • Халле (Заале) (открыта 1 июня 1950 года, колея 381 мм, длина 5,6 км) — см. Детская железная дорога в Халле
  • Хемниц (быв. Карл-Маркс-Штадт) (открыта 13 июня 1954 года, колея 600 мм, длина 2,3 км) — см. Детская железная дорога в Хемнице

Латвия

  • Рига (22 июля 1956 — май 1997), длина 2,1 км. Закрыта. См. Рижская детская железная дорога

Литва

  • Игналина. Действующая (открыта летом 2006)
  • Аникщяй-Рубикяй (открыта в августе 1988, с 1992 действует как туристическая железная дорога, обслуживаемая взрослыми), колея 750 мм, длина 12 км. См. Аникщяйско-Рубякайская детская железная дорога
  • Вильнюс (4 августа 1946 — не позднее 1988), колея 750 мм, длина 1,6 км. Закрыта. См. Вильнюсская детская железная дорога

Польша

  • Познань — парковая железная дорога «Мальтанка», с 1972 года обслуживается работниками познаньского городского транспортного управления.

Словакия

  • Кошице (работает, открыта в 1956 году), длина 4,2 км, колея 1000 мм — см. Кошицкая детская железная дорога
  • Прешов (17.06.1961-1969, закрыта), длина 11,3 км, колея 760 мм — см. Прешовская пионерская (детская) железная дорога

Чехия

(все закрыты)

  • Богумин (конец 50-х — конец 60-х), длина 1 км, колея 600 мм.
  • Карвина длина 1 км (кольцевая) Небольшая кольцевая дорога на окраине города.
  • Нимбурк (1954—1966), длина 0,5 км (кольцевая), колея 600 мм — см. Детская (пионерская) железная дорога в Нимбурке
  • Пионерске над Огржи, район Карловых Вар (1952 — конец 70-х), длина 2 км (кольцевая), колея 600 мм — см. Детская железная дорога в Сватошских скалах
  • Пльзень (1959—1976), длина 2,3 км, колея 760 мм, была электрифицирована — см. Детская (пионерская) железная дорога (Пльзень)
  • Прага (начало 50-х — конец 50-х) Находилась в зоопарке Троя, но больше о дороге ничего не известно — она отсутствует даже в чешских списках детских железных дорог.
  • Опава (16.09.1951—09.06.1957), длина 0,75 км (кольцевая), колея 1000 мм — см. Детская (пионерская) железная дорога (Опава)
  • Острава (1958—1968), длина 1 км (петлевая), колея 600 мм, была электрифицирована — см. Детская (пионерская) железная дорога в Остраве. Находилась на берегу реки в центре города, имелся небольшой туннель.
  • Рыхнов-над-Кнежноу. Судя по фотографии, на дороге использовались 2 самодельных открытых вагона, колея была 760 мм, дорога находилась в парке отдыха.
  • Ческе Будейовице (1958—01.05.1969), длина 1 км (кольцевая), колея 600 мм. Находилась на окраине города в парке «У длоуге лоуце» (У большого луга), возле автокемпинга. Была закрыта «временно» с целью строительства водопровода, но после так и не была восстановлена.

Эстония

  • Пионерлагерь рядом с Вяана-Йыесуу (Vääna-Jõesuu). Ширина колеи 750 мм. В 1974 в пионерлагерь был завезён подвижной состав. Был построен участок пути в 90 метров. ДЖД не была построена, подвижной состав стоял на путях до 1990 года, выполняя роль импровизированного музея, после чего часть подвижного состава была вывезена в музей, часть — утрачена.
  • Кохтла-Ярве (пробные поездки в 1975 году, дальше дела не пошли). Ширина колеи 750 мм, длина 5-6 км. Трасса ДЖД была совмещена с существующим путём ширококолейной дороги. Так как по этой дороге ходили поезда, проект ДЖД был отвергнут из соображений безопасности.

В других частях света

Китай

  • Харбин (открыта 1 июня 1956) — действует, протяжённость трассы 2 километра, кольцевая

Куба

(обе действуют)

  • Гавана — в парке им. Ленина
  • Камагуэй — в парке им. Сьенфуэгоса